Статья о бизнес-мошенничестве перестанет действовать в ближайшую пятницу

В Госдуме не успеют поправить УК в установленные Конституционным судом сроки
Статья о бизнес-мошенничестве перестанет действовать в пятницу: поправить Уголовный кодекс к нужному сроку в Госдуме не успевают/ Д. Абрамов/ Ведомости

Госдума не намерена принимать поправки правительства об ужесточении наказания предпринимателей за мошенничество, сообщил в понедельник председатель комитета по уголовному законодательству Павел Крашенинников («Единая Россия»). Эти поправки идут вразрез с решением Конституционного суда, считает он. По его словам, депутаты занимаются поиском компромиссного решения. «В том случае, если мы не успеем исполнить решение суда до 12 июня, статья перестанет существовать, но для бизнеса и общества лучше все-таки подготовить приемлемый для всех вариант», – заявил Крашенинников.

В 2014 г. Конституционный суд посчитал частично неконституционными положения ст. 159.4 УК, предусматривающие менее тяжкое наказание (до пяти лет лишения свободы) по сравнению с обычным мошенничеством (до 10 лет) и повышенный размер особо крупного ущерба (от 6 млн руб. вместо 1 млн): если до июня не будут внесены поправки в УК, статья 159.4 перестанет действовать. В своем законопроекте депутаты предлагали немного сократить максимальный срок за обычное мошенничество (ст. 159) в крупном размере и увеличить максимальный срок за бизнес-мошенничество в особо крупном размере. Правительство же предложило снизить максимальные санкции, предусмотренные другими спецсоставами мошенничества, и значительно увеличить наказание за бизнес-мошенничество. МВД ранее предлагало просто исключить эту статью из УК, приравняв предпринимателей к обычным мошенникам.

Немного бизнеса

По данным судебного департамента при Верховном суде, в 2014 г. по статье 159.4 осуждены 319 человек. В рамках экономической амнистии 2013 г. по этой статье было переквалифицировано около 2500 дел, вспоминает Назаров.

Изъятие ст. 159.4 из УК не приведет к серьезным последствиям, полагает адвокат Вадим Клювгант: правоохранители ее и до сих пор не жаловали, всячески избегая применять. По Конституции поворот к худшему невозможен, напоминает адвокат, поэтому применять общую статью о мошенничестве к тем, в отношении кого дело уже возбуждено, не смогут: речь идет лишь о преступлениях, которые будут зафиксированы с 12 июня. Но даже в этом случае дела могут быть переквалифицированы на более мягкую «предпринимательскую» статью после того, как поправки вступят в силу.

Не стоит забывать, что из общего числа возбужденных по экономическим преступлениям уголовных дел до суда доходит меньше половины, замечает сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров. При этом уже сам факт уголовного преследования губителен для бизнеса, добавляет он: по статистике, которой располагает аппарат бизнес-омбудсмена, только 6,5% предпринимателей, столкнувшихся с уголовным преследованием, смогли полностью сохранить свой бизнес и 25% – хотя бы частично. Смысл введения в УК специальной «предпринимательской» статьи как раз и заключался в том, чтобы ограничить излишне жестокое применение уголовного закона в отношении бизнеса, и есть поручение президента – соответствующую норму сохранить, напоминает Назаров. По его мнению, решение Конституционного суда следует считать исполненным: законодатель внес соответствующие поправки, они приняты в первом чтении. Окончательное разъяснение по этому поводу мог бы дать Верховный суд.