Россия, США и Израиль ведут переговоры о безопасности своих военных сил в районе Сирии

Перспектива развертывания российских боевых самолетов реальна
Россия обсуждает с США и Израилем конкретные вопросы безопасности на случай развертывания российских военных самолетов в Сирии/ А. Махонин/ Ведомости

Приехавший в Москву премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху на переговорах с российским президентом Владимиром Путиным заявил, что приехал «сделать все, чтобы не было никаких недоразумений между нашими силами и вашими силами в регионе» (цитата по сайту Кремля). Израильский премьер отметил также, что сирийская армия вместе с ливанской группировкой «Хезболла» готовит второй фронт против Израиля на Голанских высотах с целью обстрелов его территории и для Израиля важно, чтобы у этих сил не оказалось вооружений, которые могут представлять угрозу. В ответ Путин возразил, что сирийской армии сейчас не до второго фронта и «ей спасти бы свою собственную государственность», но заверил, что готов обсудить озабоченность Израиля. По вопросу, как избежать недоразумений между вооруженными силами России и Израиля в Сирии, в открытой части беседы российский президент не говорил.

Обстрел посольства

По сообщению МИД России, 20 сентября на территорию посольства в Сирии упала мина, которая не взорвалась. Изучается ее маркировка. МИД ждет «четкой реакции» от мирового сообщества и «региональных сторон».

Тем не менее именно этот вопрос был в центре внимания визита израильского премьера, равно как и состоявшейся в пятницу беседы министров обороны России и США Сергея Шойгу и Эштона Картера, говорит источник, близкий к Минобороны. Фактически речь идет о создании каналов связи, которые позволят избежать опасных инцидентов между самолетами российских воздушно-космических сил и ВВС Израиля и возглавляемой США коалиции, говорит собеседник «Ведомостей». Это означает, что развертывание небольшого количества российских военных самолетов в Сирии возможно в самое ближайшее время, говорит полковник запаса Виктор Мураховский.

Поддержка Сирии – это внешнеполитическая повестка, которая очень важна для Кремля, но есть и внутриполитические факторы, связанные с борьбой с джихадистами, и совокупность этих факторов может усилить роль России в сирийских событиях, говорит главный научный сотрудник Института востоковедения РАН Ирина Звягельская. «Все говорят, что надо бороться с «Исламским государством» (ИГ, запрещенная в России группировка. – «Ведомости»), но никто не хочет посылать войска. В настоящее время такими наземными войсками является обескровленная сирийская армия. И помощь ей вписывается в общую борьбу против джихадизма, которая затрагивает нас, потому что более 2000 российских граждан сражаются в рядах ИГ», – говорит Звягельская. Москва заинтересована в обучении сирийских военных и поставке оружия, но у России нет намерения непосредственно участвовать в боевых действиях, считает эксперт, незначительное присутствие российских военных в Латакии и Тартусе стратегически ничего не меняет. «Смешно говорить, что условно семь российских самолетов и столько же танков что-то изменят. Речь о демонстрации того факта, что мы готовы поддержать сирийскую армию в ее борьбе с тем, что представляет для России серьезнейшую международную угрозу», – считает эксперт.