Статья опубликована в № 4031 от 11.03.2016 под заголовком: То, что отцы не доделали

Бомбардировщик Ту-160М2 начнут воссоздавать на советских заделах

Этот проект может стать одной из самых дорогих российских военных программ
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Президент Татарстана Рустам Минниханов и президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь объявили в четверг в Казани о реконструкции Казанского авиазавода (КАЗ) им. С. П. Горбунова в рамках программы производства стратегического бомбардировщика Ту-160М2. «В ходе техперевооружения предстоит обновить порядка 40% оборудования цехов основных производств. <...> В истории завода сравнимые по масштабу инвестиции делались несколько десятков лет назад, в советское время. В результате модернизации мы получим, по сути, новый завод», – цитирует Слюсаря пресс-релиз ОАК. По его словам, Ту-160М2 – «это самый сложный проект с точки зрения задействованных технологий, кооперации, интеллектуальных ресурсов за всю постсоветскую историю российского авиапрома».

О решении возобновить производство Ту-160 неоднократно заявляли министр обороны Сергей Шойгу и главком ВКС генерал Виктор Бондарев. Однако, как сообщил «Ведомостям» информированный менеджер ОАК и подтвердил собеседник в Минобороны, на данный момент речь идет лишь о достройке в рамках этого проекта трех планеров Ту-160 по новому проекту Ту-160М2 с полностью обновленной «начинкой». Эти планеры хранятся на КАЗе с советских времен и имеют степень готовности в несколько десятков процентов. О заказе серийного производства с нуля и заключении соответствующего контракта (ранее Бондарев говорил, что без серии не менее чем в 50 машин возобновление производства Ту-160 не имеет смысла) речь пойдет, когда эти три машины будут достроены и испытаны, а это, по реалистичному сценарию, произойдет не ранее начала следующего десятилетия, говорит человек в ОАК. Сейчас началась работа по переводу в цифровой формат конструкторской документации и проектированию новых бортовых систем, которой занимается совместная группа «Туполева», «Сухого», РСК «МиГ», корпораций «Иркут» и «Бериев», входящих в ОАК.

Опыт США

$21 млрд в такую сумму оцениваются разработка и производство 21 опытной и серийной машины перспективного стратегического бомбардировщика B-21. Конкурс на эту машину выиграла компания Northrop Grumman

Ту-160 совершил первый полет в 1981 г. В CCCР планировалось построить 100 машин, до распада Союза было построено 35, 19 из них оказались на Украине, восемь из которых были переданы России в 1999 г. в счет долга за газ. Сейчас на вооружении ВКС России состоит 16 машин, их первое боевое применение состоялось в ноябре 2015 г. в Сирии. Одновременно в России идет проектирование нового стратегического бомбардировщика ПАК ДА, но сейчас рано говорить о дате его первого полета и тем более начала производства, говорит собеседник в ОАК. По его словам, Ту-160М2 можно рассматривать как замену ПАК ДА на среднесрочную перспективу.

Если будет принято решение о серийном производстве Ту-160М2, эта программа потянет на сотни миллиардов рублей и станет одной из самых дорогостоящих в 2020-е гг., сравнимой по стоимости с созданием новых атомных ракетных подлодок проекта «Борей» с ракетами «Булава», говорит директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. По его словам, эта программа (построено уже три подлодки) стала самой дорогой военной программой с 2000 г. и стоила «не меньше, чем Олимпиада в Сочи».

Читать ещё
Preloader more