Россия обошла Европу по количеству прокуроров

Эксперты Совета Европы изучили и сравнили судебные системы 45 государств
В разных странах прокуроры могут представлять обвинение в судах либо заниматься расследованием, но такая специфическая функция, как общий надзор, есть только в России/ Евгений Разумный / Ведомости

В России самое большое в Европе количество прокуроров: 25 на каждые 100 000 жителей – в 2 раза выше, чем в среднем по Европе (12 на 100 000). Такие данные приводятся в докладе о судебных системах европейских государств, опубликованном в четверг Советом Европы. Исследование охватывает 45 из 47 стран – членов совета.

С судьями в России уже не так хорошо, как с прокурорами (18 профессиональных судей на 100 000 жителей против 21 судьи в среднем по Европе), а с юристами совсем плохо: на 100 000 жителей приходится 49,4 юриста, что в три с лишним раза ниже среднеевропейских данных (162 юриста). Самым низким этот показатель оказался в Азербайджане (9), а самым высоким – на Кипре (425), правда, в это число включены юристы, которые могут консультировать, но не представляют клиентов в суде.

Как следует из доклада, бюджет российской судебной системы – 24,2 евро на душу населения в 2016 г. – тоже значительно ниже среднего по Европе (64,5 евро). С 2014 по 2016 г. российская валюта обесценилась на 47%, т. е. в переводе на евро бюджет сократился на 23,6%, хотя в рублях был отмечен рост на 12%. Дешевле всего суды обходились Азербайджану (7,8 евро на человека), дороже всего – Швейцарии (214,8 евро). При этом только Франция, Люксембург и Испания предоставляют гражданам бесплатный доступ к суду. В России же судебные сборы составили 12% бюджета, что на 19% меньше, чем в среднем по Европе.

Зато наша страна может похвастаться тем, что обеспечила гендерное равноправие: 60% профессиональных судей в России – женщины, что заметно выше среднего европейского показателя (53%). А в правоохранительных органах женщины составляют уже 75% от личного состава, и это самый высокий показатель после Монако, где 100% сотрудников правоохранительных органов – женщины.

Такие цифры могут быть полезны, но не дают представления о качестве правосудия, говорит ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге Вадим Волков: они не учитывают функционал, национальные особенности систем, способы формирования бюджетов и многое другое. Так, в разных странах прокуроры могут представлять обвинение в судах либо заниматься расследованием, но такая специфическая функция, как общий надзор, есть только в России. Что касается числа юристов, то тут, по всей видимости, учитывали только адвокатов. А сосчитать количество практикующих в судах юристов, не имеющих официального статуса, в принципе невозможно – очевидно, этим и объясняются такие низкие показатели, считает эксперт.