Рейтинг Макрона бьет антирекорды на фоне протестов «желтых жилетов»

Он повторил антирекорд Франсуа Олланда – наименее популярного президента в истории Франции
Рейтинг одобрения деятельности президента Франции Эмманюэля Макрона достиг самого низкого показателя на фоне протестов «желтых жилетов»/ Ludovic MARIN / AFP

Рейтинг одобрения деятельности президента Франции Эмманюэля Макрона достиг самого низкого показателя на фоне протестов «желтых жилетов», продолжающихся уже более двух недель. Лишь 23% французов положительно оценивают работу президента, сообщило во вторник издание Paris Match со ссылкой на Французский институт общественного мнения (IFOP). Согласно его данным, с середины ноября уровень поддержки Макрона упал еще на 2 процентных пункта и сравнялся, таким образом, с антирекордом социалиста Франсуа Олланда – предшественника Макрона и наименее популярного президента в истории Франции (если отсчитывать от даты избрания обоих президентов).

За все хорошее

Протесты против запланированного повышения цен на топливо из-за поднятия налогов начались во Франции 17 ноября, когда по всей стране на улицу вышло 120 000 человек. В отличие от большинства французских протестных движений акции «желтых жилетов» (они выходят на улицы в светоотражающих жилетах, обязательных для находящихся на проезжей части автомобилистов) не были организованы профсоюзами или оппозиционными партиями, поясняет Deutsche Welle. Они координируют свои действия самостоятельно, в основном через социальные сети, и начинают все демонстрации спонтанно. Это усложняет возможность противодействия им со стороны французских властей.

Согласно предвыборной программе Макрона, избранного президентом весной 2017 г., повышение налога на топливо должно мотивировать людей перейти на альтернативные источники энергии в целях улучшения экологической ситуации. За этот год в том числе по рыночным причинам – из-за роста цен на нефть – цены на бензин уже повысились на 15%, а на дизельное топливо – на 23%, сообщает Euronews. Теперь оба вида топлива стоят около 1,5 евро за 1 л – это один из самых высоких показателей во всей Европе. По плану правительства с 1 января 2019 г. цены на бензин должны увеличиться еще на 2,9 евроцента, на дизель – на 6,5 евроцента за 1 л.

Сначала Макрон скептически отнесся к протестной волне, называя «желтые жилеты» движением демагогов и позором для Франции. Однако протесты быстро стали выражением общего недовольства политикой президента, действующего только в интересах богатых слоев населения, передает агентство Reuters. А повышение налога на топливо просто «стало искрой – если бы не это, было бы что-то другое», сказал один из активистов парижских протестов – Тьерри Поль Валетт в интервью Associated Press, добавив, что «людям нужна социальная справедливость». В итоге помимо отказа от повышения цен на топливо «желтые жилеты» стали требовать повышения минимального уровня зарплаты, возвращения налога на роскошь, отмененного в прошлом году, и снижения возраста выхода на пенсию. Это стало результатом как непопулярных рыночных реформ Макрона, так и общей экономической ситуации в стране – безработица остается на уровне 9%, темпы роста экономики снижаются, напоминает Politico. По данным исследовательского агентства Harris Interactive, «желтые жилеты» сегодня пользуются поддержкой 72% населения.

В ответ на усиление протестов Макрон пообещал «признать и принять в расчет все чувства и возмущения, проявившиеся в ходе этого кризиса», а также «адаптировать реформу по повышению налога к общемировым колебаниям цен на нефть» (цитата по Politico). Тем не менее это предложение не удовлетворило протестующих и лидеров оппозиционных партий. «Тем, кто спрашивает, как свести концы с концами в ближайшие три дня, Эмманюэль Макрон отвечает: «Приходите через три месяца», – написала в своем Twitter лидер правой партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен.

Против всего плохого

В субботу, 1 декабря, протесты в Париже вновь завершились массовыми беспорядками и столкновениями с полицией. Демонстранты жгли автомобили на Елисейских Полях, повредили Триумфальную арку, нанеся на нее граффити, атаковали контрольно-пропускной пункт полиции, громили витрины магазинов. Полиция применяла для их разгона резиновые пули, слезоточивый газ и водяные пушки, писали французские СМИ. Около 400 человек были задержаны, более 100 пострадали, четверо погибли (с момента начала протестов). «То, что произошло в Париже, не имеет никакого отношения к мирному выражению обоснованного гнева. <...> Я всегда буду уважать протест, я всегда буду слушать оппонентов, но я никогда не соглашусь с насилием», – сказал Макрон журналистам на саммите G20 в Аргентине.

Однако по итогам прошедшего в понедельник совещания Макрона с членами правительства и лидерами всех крупных французских партий президент принял решение пойти на уступки митингующим. Во вторник премьер-министр Эдуар Филипп объявил о заморозке повышения налогов на топливо на полгода, сообщил французский телеканал BFMTV. Кроме того, правительство приняло решение о заморозке тарифов для населения на газ и электроэнергию. Также, как отметил премьер, власти приняли решение отложить на полгода введение новых правил технического контроля автомобилей. Кроме того, он пообещал прийти в ходе предстоящих переговоров с протестующими к менее дорогостоящей для автовладельцев системе замены неэкологичных автомобилей на более экологичные. Но, как отмечает Reuters, Филипп никак не прокомментировал возможность увеличения минимальной оплаты труда, на чем настаивали протестующие. По словам Филиппа, «никакой налог не стоит единства нации». Тем не менее, по сведениям BFMTV, большинство представителей «желтых жилетов» в Париже и других регионах недовольны этой «полумерой» и собираются продолжать акции протеста.

Эта волна протестов, так же как и предыдущие скандалы ­вокруг фигуры Макрона, крайне негативно отразилась на его репутации – это видно по динамике рейтинга одобрения деятельности президента. Однако самому президенту это ничем не угрожает – французская конституция не предусматривает досрочного отстранения главы государства от должности, напоминает The Washington Post. Если бы парламент выразил Макрону вотум недоверия, он должен был бы лишь сформировать новое правительство. Но поскольку партия президента «Вперед, республика!» контролирует большинство в нижней палате парламента, то даже такой сценарий крайне маловероятен.

Столкновения «желтых жилетов» с полицией в Париже