Губернаторы российских регионов все активнее используют соцсети

Самая популярная из них – Instagram
Самая популярная соцсеть среди губернаторов – Instagram/ Андрей Гордеев / Ведомости

Исследование аккаунтов российских губернаторов в соцсетях, проведенное фондом «Петербургская политика», показало, что 17 из 85 губернаторов до сих пор там не присутствуют. В конце года Кремль ввел для региональных властей KPI, который оценивает этот показатель. Сам доклад будет представлен во вторник. В числе отсутствующих и губернаторы-старожилы – калужский Анатолий Артамонов, – и «молодые технократы», например нижегородский губернатор Глеб Никитин.

Тема присутствия губернаторов в соцсетях была актуальной на Сочинском инвестиционном форуме на минувшей неделе: интерес к ней выразил премьер Дмитрий Медведев, тем самым окончательно «политически реабилитировав» эту работу, отмечают авторы исследования. Впервые губернаторы пришли в соцсети в конце 2000-х гг., когда Медведев был президентом; в 2012–2017 гг., после нескольких недоразумений, в сети оставались только отдельные энтузиасты, теперь же руководителей регионов вновь подталкивают к возвращению в соцсети. Оно проходит на фоне снижения рейтингов власти, отмечают исследователи.

Самая популярная соцсеть среди губернаторов – Instagram. Важным ноу-хау 2018–2019 гг. эксперты называют прямые эфиры губернаторов в этой соцсети. Этим заняты пока двое – главы Пермского края и Ленинградской области Максим Решетников и Александр Дрозденко. Их аккаунты эксперты назвали в числе лучших. Дрозденко только осваивается в соцсетях, до прямых эфиров его Instagram был более консервативным, говорит руководитель «Петербургской политики» Михаил Виноградов: «Но прямые эфиры – это заявка на то, что он понимает, зачем ему Instagram». В условиях падения рейтингов соцсети нужны больше, чтобы выслушивать и выстраивать какую-то общую волну, нежели продвигать там себя, говорит эксперт.

Собянин в лидерах

31 губернатор подписан на Instagram мэра Москвы Сергея Собянина, подсчитала «Петербургская политика». У подмосковного лидера Андрея Воробьева и президента Татарстана Рустама Минниханова по 24 подписчика-губернатора, у глав Ингушетии и Крыма Юнус-Бека Евкурова и Сергея Аксенова соответственно 19 и 18. Рекордсменом же по интересу к другим аккаунтам является челябинский губернатор Борис Дубровский – 5870 подписок в Instagram

Единых правил ведения аккаунтов губернаторами пока не установлено, отмечают авторы исследования. В результате, например, курганский губернатор Вадим Шумков приветствует публикацию жалоб пользователей в общем чате, глава Карелии Артур Парфенчиков предлагает жаловаться ему в личных сообщениях, а у иркутского губернатора-коммуниста Сергея Левченко вообще отключена возможность комментирования. «Многие стараются вымарывать негативные комментарии или поощрять, чтобы их не писали, [а курганские власти], наоборот, дают площадку для выхлопа пара или понимания степени чувствительности проблем для людей. Такой подход представляется логичным в ситуации, когда нет очевидного рецепта. Когда избиратель понимает, чего он не хочет, но не понимает, чего он хочет, логичнее иногда уметь отойти в сторону или поощрить региональный патриотизм, но без карикатурных форм», – говорит Виноградов. В этом смысле пример Левченко непродуктивен: «Особенно в сравнении с [другим губернатором-коммунистом] Андреем Клычковым (Орловская обл.), который в ответе на каждый комментарий, по крайней мере, демонстрирует желание искать решение, такая подчеркнутая социофобия Левченко выглядит парадоксально. При том что у всех оппозиционных губернаторов очень высокий ресурс доверия – у всех очень лояльная аудитория [в соцсетях]», – считает Виноградов.

Конечно, губернаторам нет смысла сидеть в соцсетях круглосуточно и стараться реагировать на каждый комментарий, говорит Виноградов. Но понимать особенности коммуникации в соцсетях и то, как можно использовать их на пользу себе, необходимо, хотя понятно, что все они люди с разным опытом и относятся к этому инструменту исходя из своих представлений.