Законопроект о видеосъемке на участках угрожает чистоте выборов

Представитель «Голоса» раскритиковал инициативу сенатора Лукина, в ЦИК ее поддерживают
Речь в проекте идет о разрешении всех видов наблюдения, в том числе и съемки/ Антон Вергун / ТАСС

Бывший уполномоченный по правам человека, а ныне сенатор Владимир Лукин внес в Госдуму законопроект об организации фото- и видеосъемки на избирательных участках. Согласно документу, члены избиркомов, наблюдатели и журналисты могут делать это, предварительно уведомив руководство комиссии и только с места, которое определено председателем избиркома (сейчас такое ограничение распространяется только на наблюдателей). В регионах отсутствует единый подход к съемке на участках, сказано в пояснительной записке: где-то нет никаких ограничений, а где-то съемка расценивается комиссиями как вмешательство в их деятельность. При этом Центризбирком (ЦИК) в своих рекомендациях указывает, что наблюдатели и иные лица, которые вправе находиться на участке, могут открыто снимать голосование и подсчет голосов.

Речь в проекте идет о разрешении всех видов наблюдения, в том числе и съемки, поясняет Лукин: «Председатели комиссий должны обеспечить эффективную реализацию этого закона, чтобы съемка не мешала голосованию. Законопроект направлен на расширение прав граждан, а не на их сужение». Сенатор согласен, что председатель комиссии может определить неудобное место для съемки, но есть и право избирателей голосовать в «нормальной спокойной обстановке»: «В проекте не написано, что можно запретить съемку. Эффективная реализация закона в том, чтобы заранее подготовить места по согласованию с журналистами – чтобы было удобно и им, и избирателям. Если на выборах идет серьезная борьба, то на участке может собраться огромное количество людей, которые могут мешать голосованию. По-моему, это реальная проблема».

Зампред ЦИК Николай Булаев поддерживает идею Лукина: «Я бы хотел, чтобы на участке были честные выборы, было удобно избирателю, была рабочая атмосфера для членов комиссии, чтобы никто не сомневался в том, что там происходит. Все остальное можно делать только тогда, когда это не мешает избирателю проголосовать». Важно, чтобы избирателя не пугали тем, что каждый его шаг снимается и контролируется, иначе «можно обеспечить дополнительную прозрачность, но избиратель разворачивается и уходит с участка», говорит Булаев. По его мнению, предел разумности всех предложений надо обсуждать в экспертном сообществе.

Законопроект ограничит в правах наблюдателей и журналистов при фиксации вбросов, подтасовок при подсчете и других фальсификаций, считает сопредседатель «Голоса» Григорий Мельконьянц: «Ограничение распространяется не только на наблюдателей, но и на членов комиссии, и на журналистов, что особенно вопиюще. С 2016 г. наблюдатели могут проводить съемку только с места, определенного председателем, но для всех остальных ограничения сейчас не установлены». Лукин вписывает еще и субъективные ограничения – например, что съемка не должна создавать препятствий в работе комиссии, отмечает эксперт: «Этот проект отбрасывает нас далеко назад, он не будет способствовать открытости и гласности избирательного процесса, а будет провоцировать конфликты, когда председатели будут разрешать съемку только с определенного места. Журналистов, членов комиссий и наблюдателей просто-напросто не подпустят к месту преступления с камерой, а в случае приближения к урне, где виднеется вброшенная пачка бюллетеней, их силами полиции оттуда оттеснят».

К законопроекту можно внести поправки, парирует Лукин. По его словам, он готов обсудить документ с представителями «Голоса».