Конституционный суд оценит тщательность работы избиркомов

Их действия позволяют снимать кандидатов по суду, считает экс-кандидат в депутаты Мосгордумы
КС просят заставить избиркомы бережней относиться к документам кандидатов /Евгений Разумный / Ведомости

Конституционный суд (КС) рассмотрит обращение муниципального депутата Останкинского округа Москвы Сергея Цукасова о конституционности законодательных норм, которые, по его мнению, позволяют избирательным комиссиям вовремя не уведомлять кандидатов о нарушениях в документах, подготовленных для регистрации на выборах. Обращение (копия есть в распоряжении «Ведомостей») было принято к рассмотрению КС 24 декабря.

В июле 2019 г. Цукасов пошел на выборы депутатов Мосгордумы в качестве самовыдвиженца при поддержке горкома КПРФ. Уже после его регистрации в качестве кандидата конкурент Цукасова самовыдвиженец Александр Школьников обратился в Мосгорсуд, указав, что в графе об иностранных обязательствах имущественного характера Цукасов поставил пробел вместо слова «отсутствует».

Суд снял Цукасова с выборов, согласившись с доводами заявителя. Депутат обжаловал решение Мосгорсуда в Верховном суде, однако и он не встал на его защиту. Согласно тексту обращения в КС, сейчас избиркомы могут использовать правовую неопределенность при применении судами положений ч. 1.1 ст. 38 закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

По закону избиркомы обязаны уведомлять кандидата «при выявлении неполноты сведений» в документах, однако данная норма оставляет право за избирательной комиссией не уведомлять кандидата или избирательное объединение о нарушениях в поданных документах, говорится в обращении. Такое положение приводит к «возможной тенденциозности избирательных комиссий при реализации своей обязанности об уведомлении кандидата о выявленных недостатках». Ответственности за неуведомление кандидатов не предусмотрено, отмечают заявители, недостатки законодательства позволяют избирательным комиссиям уведомлять о нарушениях выборочно, а судам – отменять регистрацию кандидатов, что нарушает конституционные права заявителя.

«Сейчас инструкцией ЦИК и законом, которые обязывают проверять все документы и уведомлять кандидатов, избиркомы пользуются избирательно, а независимых кандидатов снимают потом через суды, когда исправить в документах уже ничего нельзя», – сказал «Ведомостям» Цукасов. Если КС примет аргументы, указанные в обращении, может быть откорректировано законодательство или инструкции для избирательных комиссий. Тогда, по его словам, «закроется лазейка, позволяющая снимать невнимательных, но добросовестных кандидатов, которые ошиблись при заполнении документов».

Депутат Госдумы, первый секретарь столичного горкома КПРФ Валерий Рашкин говорит, что избиркомы часто не уведомляют кандидатов от оппозиции о проблемах в документах, чтобы потом была возможность снять их с выборов по суду: юристы конкурентов во время кампании специально помогают находить нарушения в документах, на которые можно ссылаться в исках. По его мнению, власти охотно прибегают к услугам таких юристов и кандидатов-спойлеров, чтобы снимать неудобных конкурентов.

Политюрист Андрей Бузин отмечает, что власти, опираясь на избиркомы, давно используют недочеты в документации неудобных кандидатов, для того чтобы снимать их с выборов. Суды по делам, связанным с отказом в регистрации, чаще всего трактуют ситуацию не в пользу кандидатов, хотя формально избиркомы обязаны дать возможность каждому исправить недочеты в документах заранее. Политюрист Гарегин Митин считает, что иногда комиссии могут не заметить недочеты в документах.

Из-за проблем с документами снимают и известных кандидатов. Группа депутатов КПРФ в 2016 г. обращалась в КС, оспаривая положения, предписывающие партиям, в частности, обязательно одновременно с другими документами представлять в Центризбирком сведения о принадлежащей несовершеннолетним детям зарубежной собственности. В особом мнении судьи КС Гадиса Гаджиева к отказному определению КС говорилось, что причины для отказа в регистрации должны быть четко сформулированы в законе и основаны на объективных критериях. Закон должен допускать возможность корректировки незначительных нарушений, допущенных кандидатами и партиями в ходе регистрационного процесса, в пределах обоснованных сроков после объявления об отказе в регистрации.