Китайские власти запретили школьникам играть в видеоигры более трех часов в неделю

Это обрушило акции компаний игровой отрасли и в целом рынок
Борьба китайского правительства с игроманией – не новинка/ Aly Song / Reuters

Акции основных китайских производителей компьютерных игр, Tencent и NetEase, обвалились 9 сентября после публикаций о том, что 8 сентября китайские регуляторы вызвали их представителей и предупредили, что они должны строго следовать введенным ограничениям на игровое время для детей.

Как сообщает агентство «Синьхуа», собеседование с представителями компаний провели ответственные работники отдела пропаганды ЦК КПК и государственных регуляторов. Как говорится в сообщении агентства, представители партии и правительства также указали, что «удалению подлежит контент непристойного и насильственного характера, а также контент, содержащий нездоровые тенденции, такие, как поклонение деньгам и женоподобие». Гонконгская газета South China Morning Post со ссылкой на людей, знакомых с этим вопросом, сообщила, что регулятор даже временно заморозил выдачу разрешений на выпуск новых игр.

В итоге акции Tencent упали в Гонконге на 8,48%, а акции NetEase – на 11% в начале торгов. Вслед за ними снижались и фондовые индексы. Так, из-за сообщений об игровых компаниях гонконгский Hang Seng потерял 2,57%, что составляет примерно $160 млрд от его общей капитализации.

Пекин ввел строгие меры в отношении несовершеннолетних геймеров с 1 сентября. Согласно новым правилам, опубликованным 30 августа государственным управлением по делам прессы и печати КНР, лицам младше 18 лет полностью запретят играть в видеоигры с понедельника по четверг включительно. Для развлечений на неделе оставляют всего три часа – по часу с восьми до девяти вечера в пятницу, субботу и воскресенье, а также в дни государственных праздников. Жесткость ограничений власти КНР объясняют борьбой с игровой зависимостью, от которой страдает молодое поколение.

$160 млрд

капитализации потерял за день китайский фондовый рынок. Власти КНР считают, что эти потери, понесенные в ходе борьбы с игроманией, не имеют значения. Тем более что и чрезмерную любовь к деньгам китайский регулятор считает столь же нездоровой

Контролировать геймеров, а также игровые студии будут с помощью государственных систем. Власти обязали подсоединить все онлайн-игры к системе противодействия игровой зависимости, принадлежащей госуправлению по делам прессы. Пользователем придется зарегистрироваться под своими настоящими именами, а также предоставить системе идентификационные документы, выдавать которые будет государство.

Борьба китайского правительства с игроманией – не новинка. Ограничения времени на видеоигры для школьников ввели еще в 2019 г. Правда, тогда разрешалось играть каждый день по полтора часа. Ситуация обострилась еще в начале августа, когда в государственной газете Economic Information Daily была опубликована разгромная статья, в которой видеоигры назывались «опиумом для ума». Вслед за ней власти перешли к ужесточению ограничений и давлению на компании.

Как отмечает старший научный сотрудник НИУ ВШЭ Василий Кашин, тенденция по усилению контроля за цифровыми корпорациями универсальна для всех стран, но в Китае она приняла особенно жесткую форму. Кашин объясняет это тем, что почти все такие компании – монополисты, а власти считают, что эти корпорации обладают значительным политическим влиянием. При этом возможный экономический ущерб от введения строгих регуляторных мер мало волнует Пекин, отмечает эксперт.

«В результате мы имеем обвал фондового рынка, но китайский фондовый рынок слабее связан с экономикой страны, не так, как в США и Европе. Для Китая падение капитализации гораздо менее болезненно», – поясняет Кашин. Что же касается давления на NetEase и Tencent относительно контента и игрового времени для несовершеннолетних, то это часть государственной политики в области демографии и здоровья населения – решено снизить нагрузку на школьников и сделать их воспитание и образование дешевле, что должно стимулировать рождаемость. Но эта кампания, как и многие кампании в КНР, развернулась настолько широко, что становится абсурдной, можно ожидать, что в дальнейшем ее интенсивность снизится, считает Кашин.

Бизнес-девелопер компании – разработчика и издателя компьютерных игр Gaijin Entertainment Никита Петрачков не удивлен появлением новых ограничений в секторе видеоигр. По его мнению, это дальнейшее развитие тренда на усиление регулирования разных сфер жизни подростков. Новый пакет мер, как считает Петрачков, следует рассматривать вместе с попытками Пекина ужесточить контроль над внешкольным образованием подростков.

Сама игровая индустрия в Китае привыкла к такому поведению властей и вряд ли понесет катастрофические убытки, замечает эксперт. «Здесь возрастает неопределенность, компаниям придется регламентировать громоздкую систему учета, как следствие – потеря некоторой прибыли», – подчеркивает Петрачков. Однако низкая доля несовершеннолетних среди китайских геймеров говорит о том, что корпорации переживут этот удар.

Дохода компаниям они приносят немного – по оценке эксперта, менее 5% от общего числа. А это значит, резюмирует Петрачков, этот удар не будет смертельным для китайских компаний.