Забастовки рабочих НПЗ во Франции привели к острому дефициту топлива

Профсоюзы требуют повышения зарплат из-за резкого подорожания жизни
Самый радикальный участник забастовки – профсоюз TotalEnergies/ FRANCOIS LO PRESTI / AFP

Правительство Франции готово вмешаться в конфликт между нефтеперерабатывающими компаниями и бастующими профсоюзами и запретить начатую в конце сентября забастовку из-за острого дефицита топлива. Об этом 11 октября сообщило агентство Bloomberg. По его данным, только забастовка профсоюзов компании Exxon Mobil Corp., владеющей двумя нефтеперерабатывающими заводами, привела к дефициту топлива на 2/3 французских заправок.

Забастовка вызвала огромные очереди на еще работающих заправках и нормирование отпуска бензина. На севере Франции разрешается залить лишь полбака, а очередь может занимать несколько часов. Бастуют также рабочие компании TotalEnergies SE в Нормандии.

Министр финансов Франции Бруно Ле Мэр в интервью радио France Info заявил, что решение должно быть найдено в ближайшие дни. «Граждане не должны нести сопутствующий ущерб от конфликта между рабочими и менеджментом», – подчеркнул министр. Самый радикальный участник забастовки – профсоюз TotalEnergies, входящий в левое профобъединение CGT, требует повышения зарплаты на 10%. 7%, по их мнению, должна составить ежегодная индексация, а 3% – «разделение богатства», т. е. части прибыли. TotalEnergies получила в первом полугодии 2022 г. прибыль в размере $10,6 млрд благодаря росту цен на нефть. Менее радикальные профсоюзы ведут переговоры и близки к соглашению с работодателями, однако параметры этого соглашения не оглашаются.

Из-за сложной ситуации с топливом правительство президента Эмманюэля Макрона находится под существенным давлением, а тяжело идущие переговоры рабочих с компанией побуждают власти на решительные действия. Премьер-министр Франции Элизабет Борн заявила вечером 10 октября, что власти принудительно запустят нефтеперерабатывающие заводы, если переговоры зайдут в тупик.

Bloomberg сообщает, что профсоюзы крайне негативно встретят попытки властей заставить заводы работать. Усугубляющийся топливный кризис вкупе с высокими ценами на продовольствие грозит вызвать широкое общественное недовольство. В то же время французская федерация предприятий среднего и малого бизнеса призывает правительство к более решительным действиям по урегулированию проблем с топливом. Французы уже испытывают трудности, пытаясь добраться до работы на машине.

Топливный кризис в стране налицо, говорит эксперт отдела европейских политических исследований ИМЭМО Павел Тимофеев. По его словам, правительство будет всячески бороться с инфляцией, что стало одной из причин забастовки. 10 октября, выступая в парламенте, Ле Мэр заявил, что правительство потратит на борьбу с последствиями инфляции 100 млрд евро в 2022–2023 гг. Кроме того, как сообщает портал BFMTV, введенный в 2021 г. «тарифный щит» (потолок тарифов, поддерживаемый субсидиями) на электричество и газ будет сохранен в 2023 г. и обойдется правительству в 46 млрд евро.

Сейчас Франция столкнулась с нетипичным топливным кризисом, который стал частью энергетического кризиса, отмечает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. К такому тяжелому положению Франция шла не один год – протесты «желтых жилетов» в 2018 г. уже отражали недовольство граждан высокими расходами на энергию. В то же время, поясняет Фролов, жизнь в стране дорожает, а высокие цены на топливо плохо сказываются на благосостоянии граждан – косвенно из-за бензина увеличились цены и на другие товары. Ситуация с топливом в Евросоюзе на деле гораздо хуже, чем в США: самое дорогое моторное топливо за океаном стоит меньше, чем самое дешевое в Европе. Выход из кризиса возможен в том случае, если профсоюзы и бизнес все же найдут компромисс в вопросе повышения зарплат. В противном случае кризис будет разрастаться и захватывать другие страны, считает эксперт.