Президенты РФ и ОАЭ обсудили Украину, Сирию и нефть

За три года товарооборот между Россией и Эмиратами вырос с $2,5 млрд до $5 млрд
Президент России Владимир Путин и президент Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) Мухаммед бен Заид Аль Нахайян (справа налево) во время встречи/ Пресс-служба президента России

Российский президент Владимир Путин провел 11 октября переговоры в Константиновском дворце в Петербурге с президентом Объединенных Арабских Эмиратов Мухаммедом Аль Нахайяном. Во вступительном слове Путин поблагодарил гостя на «посреднические усилия, которые приводят к решению ряда довольно чувствительных гуманитарных вопросов». Он также отметил стремление президента ОАЭ внести вклад в урегулирование конфликта на Украине и назвал это существенным фактором, который может повлиять на ситуацию.

«Мы активно работаем и в рамках «ОПЕК плюс», – отметил российский президент. – Наши действия направлены на то, чтобы создать стабильность на мировых энергетических рынках, с тем чтобы и потребители энергоресурсов, и те, кто занимается добычей, поставщики на мировые рынки, чувствовали себя спокойно, стабильно и уверенно». Путин сказал и о необходимости обсудить с президентом ОАЭ и ситуацию в Сирии.

На своем последнем заседании ОПЕК+ приняла решение сократить добычу на 2 млн барр. в сутки, что было бы невозможно без поддержки со стороны Саудовской Аравии и ОАЭ. Это решение вызвало резкую критику Вашингтона, а вчера представитель Совета нацбезопасности США Джон Кирби заявил, что администрация готова пересмотреть отношения с Саудовской Аравией.

Аль Нахайян заметил, что не виделся с Путиным из-за пандемии три года: «А за это время товарооборот вырос с $2,5 млрд до $5 млрд». Он также отметил развитие туризма, сообщил об открытии первой российской школы в ОАЭ и о том, что в стране работает 4000 российских компаний.

«Раньше ОАЭ занималась посредничеством исключительно в вопросах, связанных с арабским миром, – говорит старший научный сотрудник МГИМО, арабист Юрий Зинин. – Видя возросшую активность этого государства в связи с украинским кризисом, можно сказать, что теперь, видимо, там решили повысить свой статус, пользуясь известной равноудаленностью и от Запада, и от России, и от Китая». В украинском конфликте Эмираты могут стать даже более предпочтительным медиатором, нежели самая активная на данный момент на этом поприще страна – Турция, которая хотя и автономна, но все-таки является членом НАТО и тесно связана с Западом, говорит Зинин.

Профессор ИСАА МГУ Владимир Исаев считает, что в свете переговоров по урегулированию фигура Аль Нахайяна неприемлема для Украины, так как он считается условно «пророссийским» из-за тесных контактов с Москвой ранее. Скорее, уверен Исаев, Россия может стать посредником в конфликте в Йемене, где фактически близкому партнеру Москвы Тегерану с 2015 г. противостоят Саудовская Аравия и ОАЭ.

В ОАЭ, как и в других арабских странах, видят в санкциях на российские энергоносители угрозу того, что впоследствии Запад и США захотят применить ограничения, в частности потолок цен, и к ним, отмечает Исаев. Давление в плане принуждения к росту добычи на Эмираты и на Саудовскую Аравию идет весь текущий год, напомнил эксперт. «В арабском мире Россия воспринимается как противовес и тактический союзник, в то время как Китай никогда не поддерживал эти страны в их экономических и политических действиях», – заключает Исаев.