Во Франции прошла общенациональная забастовка крупнейшего профсоюза

Активность забастовщиков пока невелика, но движение находится в самом начале
Сейчас во Франции сложилась благоприятная обстановка для забастовочного движения
Сейчас во Франции сложилась благоприятная обстановка для забастовочного движения / Valentine CHAPUIS / AFP

Во Франции 18 октября прошла организованная Всеобщей конфедерацией труда (Confédération générale du travail, CGT – крупнейший профсоюз страны) однодневная общенациональная забастовка основных отраслей промышленности. Причиной забастовки стала растущая инфляция, планы повышения пенсионного возраста и попытки властей ограничить право на забастовки из-за стачек на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ).

В забастовке приняли участие железнодорожники, служащие городского транспорта, работники системы образования и здравоохранения. По данным телеканала TF1, было нарушено движение региональных поездов, хотя высокоскоростные TGV продолжили работу. В Париже автобусное движение сократилось на треть, метро работало нормально. Самый низкий показатель вовлеченности в забастовки показали учителя – около 6%. В ряде крупных городов прошли демонстрации в поддержку забастовок, в том числе в Париже.

Секретарь крупнейшего французского профсоюза – объединения железнодорожников CGT-Cheminots Лоран Брюн сообщил в Twitter, что две трети членов профсоюза выступают за дополнительный день стачки. Есть вероятность продолжения забастовки и парижского общественного транспорта.

Среди требований, объявленных CGT, – повышение зарплаты, отмена увеличения пенсионного возраста и защита права на забастовку. Это право, по мнению бастующих, было поставлено под сомнение требованиями властей 17 октября к до сих пор бастующим работникам НПЗ компании TotalEnergeies вернуться на рабочие места. Идущие уже три недели забастовки на заводах ExxonMobil и TotalEnergies с требованиями поднять зарплаты на 10% к октябрю привели к дефициту топлива на АЗС в стране.

Требование повышения зарплат спровоцировано инфляцией. В сентябре индекс потребительских цен (CPI) во Франции составил 5,6% год к году (после +5,9% в предыдущем месяце). Продукты питания подорожали на 9,9%, энергоснабжение – на 17,8%.

Еще одним поводом для забастовки стали планы правительства Франции повысить пенсионный возраст с 62 до 65 лет. В марте 2022 г. за месяц до президентских выборов президент Эмманюэль Макрон напомнил о необходимости более позднего выхода на пенсию. Он вносил похожее предложение и двумя годами ранее, но реализовать его помешали пандемия коронавируса и забастовки транспортников. В конце сентября 2022 г. министр экономики Франции Брюно Ле Мэр заявил, что правительство будет реализовывать пенсионную реформу, чтобы «восстановить наши государственные финансы».

Для Макрона это далеко не первое протестное движение – он пережил и «желтые жилеты», и протесты против «санитарных пропусков», и против повышения пенсионного возраста, а также реформы трудового кодекса, говорит завсектором отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Павел Тимофеев. Нынешние протесты и забастовка пока не стали крупными – речь идет о сотнях тысяч участников. Перед французским правительством стоит привычная дилемма: идти на уступки или проявить жесткость. Судя по требованиям вернуться на работу, правительство склоняется к жесткости, считает Тимофеев. С точки зрения правительства и Макрона, страна переживает энергетический кризис, тем более что многие АЭС находятся на профилактическом ремонте, а на одной из них – крупнейшей АЭС «Гравлин» – продолжается забастовка с требованием повысить зарплаты на 5%.

Повышение зарплат на фоне энергокризиса грозит дальнейшим ростом инфляции и правительство это осознаёт, говорит Тимофеев. Более того, «сверхзадачей» Макрона, с которой он избрался еще в 2017 г., остается санация финансовой системы Франции, которая не подразумевает дополнительных социальных уступок.

Сейчас во Франции сложилась благоприятная обстановка для забастовочного движения – традиционного для страны инструмента общественного давления на власти. Но пока об окончательных масштабах движения говорить рано, считает директор франко-российского аналитического центра «Обсерво» Арно Дюбьен. Причиной стала инфляция, общая обеспокоенность экономической ситуацией и не самая высокая популярность Макрона, несмотря на то, что ему недавно удалось переизбраться, говорит Дюбьен. Одним из ключевых раздражителей для французского общества, по мнению эксперта, является проект пенсионной реформы, который может придать долговременный импульс протестному и забастовочному движению. Эта проблема может привести к объединению как левой, так и правой оппозиции против Макрона. Пока поводов для особого беспокойства для Макрона нет, но, с другой стороны, это самое начало процесса, говорит Дюбьен.

Французы на фоне высоких налогов чувствительны к инфляционным факторам, в частности, в области электроэнергии из-за дороговизны газа и приостановки работы части АЭС, хотя рост цен там не такой серьезный, как в Великобритании или Германии, говорит аналитик «Открытие инвестиций» Андрей Кочетков. Во Франции много госпредприятий, традиционно большие социальные расходы, где индексации уже заложены в законодательство, властям в таком случае нужно где-то изыскать средства для покрытия допрасходов, а сейчас заимствования на рынке дороги за счет высокой ставки ЕЦБ и общего состояния рынков, продолжает эксперт. Поэтому вероятна ситуация, подобная британской, где кризис на долговом рынке погашен, но может возобновиться вновь. Ставки заимствований растут, французский бюджет остается дефицитным даже при высоких налогах, и сейчас полностью удовлетворять требования бастующих значит расширять бюджетный дефицит. А провозглашенная финансовая политика французских властей обратна этому направлению, говорит Кочетков.