БРИКС пополнится шестью новыми участниками

Они станут полноправными членами во время председательства России
В саммите БРИКС в 2024 году будут участвовать уже 11 глав государств/ Themba Hadebe / AP

Саудовская Аравия, ОАЭ, Иран, Эфиопия, Египет и Аргентина с 1 января 2024 г. станут полноправными членами БРИКС. Об этом 24 августа объявил президент ЮАР Сирил Рамафоса на 15-м саммите организации в Йоханнесбурге. «БРИКС открыл новую главу в своих усилиях по построению справедливого мира, который стал бы инклюзивным и процветающим», – заявил он.

БРИКС принимает решение о расширении организации второй раз. Ранее объединение с названием БРИК было образовано в рамках Петербургского международного экономического форума в 2006 г. лидерами Бразилии, России, Индии и Китая. Но после присоединения к нему в 2010 г. ЮАР блок получил нынешнюю аббревиатуру. Пять стран-участниц представляют около 40% населения Земли, занимают почти 30% земной суши и долю в 31% мирового ВВП по ППС, а после включения новых членов эта доля может возрасти до 36%.

Ранее Саудовская Аравия и ОАЭ, с одной стороны, и Иран – с другой, находились во враждебных отношениях друг с другом из-за иранской ядерной программы и регионального соперничества. Но в марте при посредничестве Китая Саудовская Аравия и Иран договорились о нормализации отношений, а в июне отношения с Ираном нормализовали ОАЭ.

Председатель КНР Си Цзиньпин назвал прием новых членов в БРИКС «историческим». «Расширение является новой отправной точкой для сотрудничества, это придаст новый импульс организации и еще больше укрепит силы, способствующие миру и развитию во всем мире», – заявил он.

В своем видеообращении к участникам встречи президент России Владимир Путин поздравил новых членов, добавив, что глобальное влияние БРИКС будет продолжать расти. «Хочу заверить всех коллег, что мы продолжим начатую работу по расширению влияния БРИКС в мире. Я имею в виду налаживание практической работы с новыми членами и с теми, кто будет работать в рамках БРИКС с нашими партнерами, которые так или иначе уделяют внимание сотрудничеству с нашей организацией и хотели бы работать вместе с нами», – сказал глава РФ. Путин также отметил, что вопрос о единой валюте для участников блока является «сложным вопросом», но добавил, что страны «будут вместе двигаться к решению этой проблемы». По словам министра иностранных дел России Сергея Лаврова, представлявшего Россию на саммите, все его участники, включая гостей, договорились сохранить название БРИКС и после приема новых членов, чтобы подчеркнуть преемственность.

Иран и Аргентина подали заявки на вступление в БРИКС в июне прошлого года. По словам шерпы ЮАР в БРИКС Анила Суклала, чьи слова передает РБК, заявки на членство в организацию подали 23 государства. А желание присоединиться к БРИКС выразили более 40 стран, добавил Суклала.

В конце июля Bloomberg сообщило, что Индия и Бразилия выступали против идеи Китая о быстром расширении БРИКС за счет развивающихся стран. По словам собеседников агентства, бразильская сторона опасается испортить отношения с Западом.

Помимо этого, продолжают собеседники, Бразилия предлагала ввести поэтапную процедуру через формат «государство-наблюдатель» и «страна-партнер», прежде чем будут рассмотрены заявки для продвижения новых членов. Но в результате все члены БРИКС договорились о расширении организации.

Целесообразность вступления упомянутых стран, за исключением Эфиопии, можно объяснить их экономическими и логистическими особенностями, считает профессор СПбГУ, ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН Виктор Хейфец. Так, ОАЭ является региональным финансовым центром, а Египет обладает логистическим преимуществом в виде Суэцкого канала и является мостом между Арабским миром и Черной Африкой. «Интересы у них разные. Аргентина нуждается в кредитах, инвестициях, она заинтересована в переходе к расчетам в национальных валютах. Остальные стремятся сотрудничать в энергетической сфере, выстраивании новых логистических цепочек», – сказал эксперт. В качестве последствий расширения БРИКС для России Хейфец выделил укрепление имиджа страны и углубление партнерских связей. Так, вступление в клуб Саудовской Аравии и ОАЭ может облегчить взаимодействие с этими странами по линии ОПЕК+ и создать для БРИКС более понятные правила игры на нефтяном рынке, резюмировал эксперт.

Включение новых групп государств в БРИКС – результат компромисса в переговорах между конкретными лидерами, полагает главред журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. По словам эксперта, ранее организация находилась перед развилкой: количественное расширение или качественное укрепление. «В итоге участники форума выбрали первый вариант. Этот путь если не закрывает, то существенно осложняет второй вариант. Тем не менее БРИКС постепенно начнет трансформироваться в иную организацию, – заметил эксперт. – Это делать им придется, потому что ограничиваться только шестью произвольно выбранными странами нельзя».

На следующем саммите, который пройдет в России, БРИКС объявит о приеме новой партии государств, считает Лукьянов. В противном случае, продолжает эксперт, другие страны будут обижены, что их оставили за бортом процесса. У организации довольно расплывчатые цели и задачи – всех их объединяет только принадлежность к незападной группе стран. «Возникнет большое сообщество, и в этом есть своя логика: это глобальный тренд на создание больших, ни к чему не обязывающих альянсов. Пространства, в рамках которого страны стараются обходить западные ограничения», – добавил эксперт.