Африканский союз станет членом G20 на саммите в Дели

С этим согласны Индия, Россия и ЕС
KABIR JHANGIANI / NurPhoto via AFP

Принятие Африканского союза (АС) в члены «Группы двадцати» (G20) планируется на 18-м саммите объединения в Дели 9–10 сентября. Пункт об этом включен в разрабатываемый проект итоговой декларации лидеров группы. Об этом «Ведомостям» сообщила представитель президента России (шерпа) в G20 Светлана Лукаш.

По ее словам, Москва одной из первых поддержала соответствующую заявку, поданную в 2022 г. президентом Сенегала и председателем АС Маки Салем с призывом к лидерам G20 повысить статус организации с наблюдателя до полноправного члена. «Россия считает, что реализация инициативы африканских государств будет способствовать укреплению позиций стран мирового большинства и интересов глобального Юга», – сказала Лукаш. Шерпа России в G20 напомнила, что президент России Владимир Путин также публично поддержал заявку АС на прошедшем в конце июля 2023 г. в Санкт-Петербурге саммите «Россия – Африка».

4 сентября премьер-министр председательствующей в G20 Индии Нарендра Моди подчеркнул, отвечая на вопросы южноафриканской Mail & Guardian, что Дели выступает за включение Африки в «двадцатку». Это Моди подтвердил и 27 августа. Приглашали АС в G20 осенью – зимой 2022 г. также США и Китай. По данным источников Bloomberg, поддержит членство Африки в сентябре и Евросоюз. Собеседники агентства подчеркивают, что ЕС намерен одобрить инициативу, так как Россия и Китай не будут представлены на саммите G20 на высшем уровне. Этим якобы хочет воспользоваться Брюссель, чтобы установить тесные контакты с Африкой, показать серьезное отношение к ней, несмотря на «тяжелое наследие колониализма».

«АС вел кампанию по продвижению идеи полноправного членства весь год, все страны «двадцатки» ее обсуждали, многие публично заявили о поддержке. АС уже де-факто каждый год принимает участие в саммитах группы как гость. Поэтому говорить, что сейчас ЕС может как-то использовать отсутствие президента России Путина и председателя КНР Си Цзиньпина, некорректно», – пояснила в разговоре с «Ведомостями» представитель президента России в G20, комментируя сообщение Bloomberg.

В марте 2023 г. на саммите министров иностранных дел G20 глава МИД России Сергей Лавров заявил, что его коллеги по «двадцатке» предварительно согласовали включение АС на правах полноправного члена по аналогии с ЕС.

В G20 уже входит ЮАР – вместе с Индией, Россией и Китаем она член БРИКС. На саммит «двадцатки» Дели пригласил в качестве гостя по одному представителю Тропической и Северной Африки – Нигерию и Египет. Индия в поддержке заявки Африки имеет реальный экономический интерес – на континенте работает масса ее компаний, говорит руководитель Центра Индоокеанского региона ИМЭМО РАН Алексей Куприянов. По его словам, Дели рассчитывает на мощный пиар-эффект ради статуса «лидера Юга». Куприянов отмечает, что возможностей в одиночку парировать влияние Пекина в Африке у Индии нет, поэтому она поддерживает идею усилить позиции континента, демонстрируя это как свою заслугу. «Реальная координация Индии и ЕС здесь вряд ли происходит, но ситуативное совпадение интересов есть», – замечает эксперт.

На $2,98 трлн

увеличится совокупный ВВП стран G20 после включения Африканского союза, по оценке Международного валютного фонда

ЕС при угрозе отдаления экономики Запада от КНР особенно важно не потерять все более субъектную Африку, а африканские правительства хотят экономической поддержки без политических условий, говорит завсектором отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Павел Тимофеев. Тревожным маркером для Брюсселя является и преимущественно нейтральное поведение африканских стран в ООН по вопросу антироссийских резолюций по Украине. Поэтому ЕС ищет инструменты воздействия на Африку, один из них – поддержка повышения ее статуса, считает эксперт.

Включение АС в G20 – качественный рост роли стран континента, считает доцент факультета мировой политики МГУ Наталья Пискунова. Интеграция не еще одной страны, а континентальной ассоциации дает преимущество Африке, внутри нее уже есть лидеры, способные быть выразителями общих интересов, уверена Пискунова. «Это Египет, Нигерия, Кения, Мозамбик, Гана. Египет – выразитель интересов арабской части континента, «северные ворота Африки», ЮАР – южные. Нигерия, один из основателей ОПЕК, успешно представляет в картеле интересы африканских государств», – поясняет Пискунова.

Она допускает, что такое расширение G20 может ослабить амбиции ЮАР, Египта и других африканских игроков на получение постоянного места в СБ ООН. «Для России включение АС в G20 – возможность усилить взаимодействие с континентом, расширить возможности для российских компаний на его рынках», – заключила Пискунова.