Швеция стала на шаг ближе к НАТО

Одобрение Турцией вступления Стокгольма в блок может произойти до марта 2024 года
Unsplash

Комиссия по иностранным делам турецкого парламента одобрила заявку Швеции на членство в НАТО. Это приблизило перспективу расширения альянса после 19-месячной задержки, в ходе которой Анкара требовала от Стокгольма выполнения своих условий. На следующем этапе этот законопроект должны одобрить депутаты законодательного собрания, где большинство мест занимают представители проправительственных партий (318 мест из 600). Точная дата не известна.

Утверждение протокола в турецком парламенте, скорее всего, пройдет до местных выборов в Турции в марте 2024 г., чтобы не портить отношения с США, считает доцент кафедры зарубежного регионоведения Московского государственного лингвистического университета Икбаль Дюрре. «Нужны новые инвестиции, стабилизация экономики, а плохие отношения с США этому не способствуют», – объяснил Дюрре.

Помимо правящей Партии справедливости и развития премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана и ее союзников за ратификацию членства Швеции в Североатлантическом альянсе в комиссии еще проголосовала оппозиционная левоцентристская Республиканская народная партия (144 мандата в парламенте). Входящие в оппозиционный блок происламская Партия счастья (2 мандата) и правоцентристская Хорошая партия (40 мандатов) отказались поддержать этот законопроект.

После голосования глава комиссии по иностранным делам Фуат Октай заявил, что шаги, предпринятые шведскими властями для вступления Швеции в НАТО, являются удовлетворительными, а контакты между прокуратурами двух стран были позитивными и полезными. «Решение о вынесении вопроса на Ассамблею сейчас принято, но это не следует трактовать как [знак], что оно пройдет в заксобрание с такой же скоростью. Такого не бывает», – добавил он. Аналогичное заявление сделал замминистра иностранных дел Бурак Акчапар, отметив, что Стокгольм снял все ограничения на продажу продукции своей оборонной промышленности в Турцию и внес ряд поправок в антитеррористическое законодательство своей страны, «чего трудно было представить пять или шесть лет назад». «Ожидать, что шведские власти выполнят все наши требования, нереально. Этот процесс требует долгосрочных и последовательных усилий. Анкара продолжит следить за прогрессом на этом направлении», – цитирует чиновника TRT Haber.

Министр иностранных дел Швеции Тобиас Бильстрем приветствовал решение турецкой парламентской комиссии. «Мы с нетерпением ждем возможность стать членом НАТО», – написал он на своей странице X (бывший Twitter). А генсек НАТО Йенс Столтенберг в очередной раз повторил, что членство скандинавского государства сделает военный блок сильнее.

Одним из условий Турции для снятия вето по членству Швеции в НАТО были поставки американских истребителей: еще в октябре 2021 г. Анкара обратилась к США с просьбой о покупке 40 истребителей F-16 и 79 комплектов модернизации для имеющихся у них военных самолетов. Американские законодатели заблокировали их продажу под предлогом нарушения прав человека в стране. На запрос агентства Anadolu 26 декабря, планирует ли Вашингтон продавать Анкаре американские истребители F-16, неназванный источник в Белом доме отказался отвечать на этот вопрос, добавив, что он пока не поступил на рассмотрение конгресса. Дюрре считает, что в переговорном процессе, вероятно, наметился прогресс.

Швеция и Финляндия отказались от своего многолетнего нейтралитета после начала СВО на Украине в феврале прошлого года. Только если Финляндия стала 31-м членом НАТО в апреле 2023 г., то вступление Швеции в альянс натолкнулось на сопротивление со стороны Турции и Венгрии. По словам турецких властей, Стокгольм слишком лояльно относится к боевикам и их сторонникам из Рабочей партии Курдистана (РПК), с которыми турецкие военные ведут многолетнее вооруженное противостояние, а также к оппозиционерам, которые предположительно участвовали в несостоявшемся военном перевороте в Турции в 2016 г.

Впоследствии Стокгольм согласился ужесточить свое антитеррористическое законодательство и даже экстрадировал в Анкару некоторых граждан Турции, предположительно связанных с РПК. А на июльском саммите НАТО в Вильнюсе скандинавская страна пообещала посодействовать в процессе вступления Турции в Евросоюз. Помимо этого власти Нидерландов, Канады и Финляндии смягчили политику относительно экспорта своих вооружений в Турцию. В свою очередь, Эрдоган отправил протокол о расширении Североатлантического альянса на рассмотрение в Великое национальное собрание в конце октября.

Если Анкара примет решение в пользу Швеции, то Будапешт будет действовать независимо, полагает эксперт ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Кирилл Теремецкий. Будапешт отказывается рассматривать вопрос о вступлении Швеции в НАТО из-за давней критики со стороны Стокгольма ситуации с правами человека в Венгрии. При этом в отличие от Эрдогана премьер-министр страны Виктор Орбан не выдвигал своих требований к членам альянса, чтобы смягчить свою позицию.

«Шведские политики на протяжении последних нескольких лет часто нелицеприятно отзывались о венгерском правительстве, называя его авторитарным», – объяснил эксперт. По его словам, венгерские власти в новом году могут выдвинуть к Швеции и США требования, включающие вопрос о покупке шведских истребителей Gripen и американских реактивных систем HIMARS. Ранее Вашингтон блокировал продажу 24 реактивных систем залпового огня HIMARS Венгрии из-за ее вето на принятие Швеции в НАТО. Теремецкий добавил, что дело не только в двусторонних отношениях, но и в геополитическом значении членства Швеции в НАТО. В Будапеште понимают, что присоединение еще одной страны к альянсу углубит кризис отношений между НАТО и Россией. «Венгры стараются играть балансирующую роль, они исходят из позиций «партии мира». Орбан не раз высказывался в поддержку миротворческих усилий Эрдогана по Украине», – резюмировал эксперт.