Что стоит за съездом депутатов Приднестровья 28 февраля

Республика не будет проситься в состав России
Артем Кулекин / РИА Новости

Депутаты Верховного совета непризнанной Приднестровской Молдавской республики (ПМР) заявили «Ведомостям», что в повестке съезда делегатов всех уровней в Тирасполе 28 февраля не содержится обращения к России с просьбой принять республику в свой состав по результатам референдума 2006 г. О якобы принятом решении принять такое обращение 22 февраля заявлял в соцсетях местный оппозиционер Геннадий Чорба, экс-глава госслужбы информации ПМР. В 2020 г. его осудили на три года лишения свободы за экстремизм, организацию несанкционированных протестов и оскорбление руководства ПМР, но освободили через 13 месяцев.

В шестой и последний раз за 34-летнюю историю ПМР такой съезд собирался именно в 2006 г., когда было принято решение о референдуме по интеграции с Россией. За это проголосовали 97% жителей республики. Реакцией на него со стороны России было постановление Госдумы о признании плебисцита легитимным, что не вело ни к каким юридическим последствиям. Управление по реинтеграции правительства Молдавии 22 февраля 2024 г. заявило, что «внимательно следит за ситуацией» на левом берегу Днестра в связи со съездом, но, по его мнению, «нет оснований полагать, что ситуация в регионе может ухудшиться».

Повестка съезда 28 февраля до сих пор не публиковалась. Согласно официальному заявлению, мероприятие проводится для того, чтобы обсудить «политическую и социально-экономическую ситуацию в Приднестровье, а также выразить озабоченность действиями должностных лиц Молдавии». Принятые на съезде документы будут направлены в международные организации, участникам и посредникам переговорного формата «5 + 2» (Молдавия, Приднестровье, ОБСЕ, Россия, Украина, ЕС и США. – «Ведомости»). При этом де-факто формат «5 + 2» фактически не действует после начала боевых действий между Россией и Украиной в феврале 2022 г., а Тирасполь с тех пор не раз заявлял, что формат неэффективен.

14 февраля министр иностранных дел России Сергей Лавров на правительственном часе в Госдуме заявил, что Москва настаивает на решении приднестровской проблемы именно в формате «5 + 2».

Под «действиями должностных лиц Молдавии» в ПМР подразумевают в первую очередь вошедшее в силу решение с 1 января 2024 г. облагать пошлинами идущие в ПМР товары. 4 января президент ПМР Вадим Красносельский заявил, что власти непризнанной республики намерены «обратиться к посредникам» в связи с решением Кишинева. 11 января он также добавил, что «Молдова усиливает политику по удушению приднестровской экономики и провоцированию социального кризиса в Приднестровье». Лидер ПМР заявил о проблемах с поставками в республику лекарств, медоборудования, топлива, а также о «блокировании экспорта приднестровских предприятий» (цитата по сообщению на сайте МИД ПМР).

«Более чем на три четверти упал торговый оборот предприятия «Электромаш», которому запрещают экспортировать грузы, на четверть снизился импорт медикаментов. Индивидуальные предприниматели на 65% меньше ввозят одежду и обувь, наполовину – игрушек и спортинвентаря. В результате таможенные платежи в бюджет Приднестровья снизились на 18%», – приводил цифры в интервью «РИА Новости» Красносельский.

Еще одним пунктом может быть обсуждение вопроса о «молдавских диверсантах»: 24 февраля Красносельский пожаловался в ОБСЕ на то, что Кишинев готовит диверсионные группы. В непризнанной республике в апреле 2022 г. произошло сразу три инцидента, квалифицированных как диверсии: обстрел из гранатометов здания министерства госбезопасности (МГБ) ПМР в столице государственного образования Тирасполе, взрыв антенн Приднестровского радиоцентра, а также атака на воинскую часть. Тогда Тирасполь обвинил в причастности к этим эпизодам Украину.

По словам близкого к Минобороны источника, разговоры о каких-то российских операциях в направлении Приднестровья малоактуальны. Кроме того, вооруженные формирования ПМР и российские миротворцы находятся в сложном стратегическом положении. По данным представителя ПМР в Москве Леонида Манакова, в 2023 г. на территории республики находилось не более 450 российских миротворцев.

Депутат Верховного совета ПМР Андрей Сафонов заявил «Ведомостям», что на повестке форума будут стоять проблемы препятствий, которые Кишинев чинит для движения товаров между правым и левым берегами Днестра, и новые пошлины. По его словам, Кишинев давит на Приднестровье, чтобы обрушить экономику и социальную сферу ПМР.

«Спекуляции кишиневских «аналитиков» по поводу предстоящего в Тирасполе депутатского съезда хотят отвлечь от сути форума», – подчеркнул Сафонов. Он считает, что действия Кишинева грозят «самому существованию союзного России Приднестровья». Но в отличие от конфликта 1992 г. «наши оппоненты не атакуют нас сейчас на поле боя», и силовые структуры республики с миротворцами «не могут разблокировать экономические препятствия».

«Для этого нужны другие рычаги. Их ищут президент ПМР, Верховный совет и правительство. И съезд будет их искать. Наши противники говорят о том, будто ожидается декларация с просьбой войти в состав России. Их задача – спровоцировать военное нападение на нас. Но у нас и так цели ясные и остаются неизменными: признание независимости ПМР, союз с Россией, евразийская интеграция», – подчеркнул Сафонов.

Депутат Верховного совета ПМР Олег Василатий заявил «Ведомостям», что у него нет никаких данных по поводу возможного обращения о принятии в состав России, а источник этой информации он назвал «деградировавшим местным блогером».

По словам старшего научного сотрудника Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Дмитрия Офицерова-Бельского, заявление Чорбы о планах съезда просить об интеграции с Россией являются информационной провокацией. При этом он усомнился и в остроте проблемы с экономической блокадой ПМР. По его словам, споры между Кишиневом и Тирасполем скорее вызывает распределение прибыли от движения товаров через Днестр.

Нельзя исключать, что съезд в резолюции формально сошлется и на референдум 2006 г. для обозначения общего курса, но никаких конкретных последствий сейчас это не принесет, считает эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер. Он уверен, что главной темой мероприятия является именно ухудшение условий товарооборота с правым берегом Днестра, что действительно болезненно для ПМР и угрожает доходам госбюджета Тирасполя. «Скорее всего, это приведет к необходимости больших косвенных дотаций со стороны России, так как маневрировать экономическими связями с Украиной республика уже не может на фоне вооруженного конфликта этой страны с Россией», – говорит Брутер.

Давление Молдавии на Приднестровье в последнее время вызывает беспокойство и несет серьезную угрозу в том числе экономического удушения, говорит зампред комитета Госдумы по делам СНГ Артем Туров. Он уточнил, что российские паспорта есть примерно у 220 000 уроженцев ПМР, при этом не все из них сейчас физически находятся на левом берегу Днестра – многие в России.

Приднестровцы могут также проживать и в соседних странах, воспользовавшись возможностью получить их гражданство (Украина, Молдова). По данным минэка республики, на 1 января 2024 г. в Приднестровье проживает 455 700 граждан.

«Ведомости» направили запрос в администрацию президента ПМР и МИД России.