США просят Южную Корею ввести ограничения на экспорт чипов в Китай

Это прежде всего создаст проблемы Сеулу
Чиновники в Сеуле опасаются потенциальных ответных мер со стороны Китая / Anadolu via AFP

Американские чиновники хотят добиться того, чтобы Сеул ограничил поставки логических микросхем, изготовленных по технологии тоньше 14 нм, и чипов памяти DRAM по техпроцессу 18 нм, сообщило 2 апреля агентство Bloomberg. Это будет соответствовать мерам экспортного контроля, о введении которых минторг США объявил в октябре 2022 г., и станет следующим шагом в рамках американской стратегии технологического сдерживания КНР. Соответствующие переговоры с правительством президента Южной Кореи Юн Сок Ёля американские представители вели в марте 2024 г.

При этом в Вашингтоне хотели бы добиться согласия Сеула до саммита G7 в середине июня 2024 г. в Италии. Но южнокорейские чиновники пока, по сведениям Bloomberg, не сошлись в оценке пользы для их страны подобной меры, так как Китай много лет остается для нее главным торговым партнером. И потому сроки вполне могут сдвинуться, а данный вопрос могут еще раз обсудить на запланированной встрече представители Южной Кореи, Японии и США в конце июня. В феврале 2024 г. в министерстве торговли Южной Кореи заявляли, что пересмотр национальных мер экспортного контроля в сфере полупроводников – весьма сложная процедура, которая занимает месяцы.

Известно, что чиновники в Сеуле опасаются потенциальных ответных мер со стороны Китая. Для южнокорейских производителей полупроводников важны связи с Китаем, где расположены заводы двух лидеров отрасли – Samsung Electronics и SK Hynix. По данным Корейского института международной экономической политики, поставщики чипов памяти этой страны занимают ведущие позиции на рынке КНР. В сегменте кремниевых пластин компании из Южной Кореи занимают на китайском рынке второе место после японских, равно как и в сфере поставок расходных материалов для оборудования по производству чипов.

Впрочем, Китай стремится создать в стране полностью независимое от зарубежных источников производство ключевых полупроводников, выделив для развития отрасли в 2022 г. $143 млрд, и, возможно, может самостоятельно производить упомянутые чипы. В сентябре 2022 г. директор Шанхайской муниципальной комиссии по экономике и цифровизации Ву Цзиньчэн утверждал, что в Китае уже тогда были необходимые производственные мощности для крупносерийного выпуска современных чипов по техпроцессу 14 нм. В январе 2024 г. издание Tom’s hardware сообщало, что у Changxin Memory Technologies есть передовые чипы памяти DRAM по техпроцессу 18 нм, что не могло произойти без обхода американских санкций.

6 марта Bloomberg уже сообщало, что правительство США оказывает давление на своих союзников – Нидерланды, Германию, Южную Корею и Японию с целью дальнейшего ужесточения ограничений на доступ Китая к полупроводниковым технологиям и это давление вызывает сопротивление в Токио и Гааге. По информации Financial Times, в 2023 г. из-за введения Китаем эмбарго на продукцию американской компании Micron Technology из Вашингтона напрямую попросили Южную Корею не замещать их компанию на китайском рынке.

Утверждалось, что хотя и администрацию Юн Сок Ёля считают «ястребино» настроенной в отношении Китая, ее раздражали попытки США сплотить союзников ради своей экономической безопасности. Впрочем, использовал Вашингтон на практике и метод пряника – в октябре 2023 г. Samsung Electronics и SK Hynix получили одобрение поставлять американское оборудование для выпуска чипов на свои китайские заводы без отдельных разрешений США.

Китай в последнее время достаточно аккуратно относится к введению ответных санкций и даже снимает их, как это происходит в последние годы с Австралией, говорит эксперт ИМЭМО РАН Сергей Луконин. Запрашиваемые Вашингтоном ограничения на экспорт южнокорейских чипов могут создать КНР дополнительные проблемы, но они уже не будут критическими: стратегические отрасли страны обеспечены как чипами местного производства, так и закупленными заранее в третьих странах. Для Южной Кореи такой сценарий будет означать потерю рынка и репутации, поэтому ее власти и оттягивают выполнение американской просьбы. Показательно и то, как Сеул, формально соблюдая действующие ограничения, регулярно договаривается с Вашингтоном о различных исключениях, заключает Луконин.

Не исключено, что корейцы в конечном счете уступят под давлением американцев, но в целом Южная Корея весьма неохотно идет на свертывание отношений с Китаем, и особенно в полупроводниковой отрасли, говорит ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН Александр Жебин. Сеул, как младший партнер Вашингтона, просто вынужден делать даже вещи, которые прямо не отвечают национальным интересам Южной Кореи и интересам ее экономики, добавляет эксперт. 10 апреля в этой стране пройдут парламентские выборы и любое ухудшение в экономике в этот период особенно чувствительно, заключает он.