МАК установил вину экипажа в катастрофе Ту-154 в Домодедово

undefined

Причиной катастрофы самолета Ту-154М авиакомпании "Дагестанские авиалинии" в московском аэропорту "Домодедово" 4 декабря 2010 г. стали ошибочные действия экипажа, говорится в отчете Межгосударственного авиационного комитета, опубликованном во вторник.

Почти сразу после вылета самолета из "Внуково" прервалась подача топлива к двигателям. Вследствие этого на высоте около 9000 м отключились два из трех двигателей Ту-154, после чего экипаж приступил к экстренному снижению для экстренной посадки в "Домодедово". При посадке самолет выкатился за пределы взлетной полосы и столкнулся с земляным холмом, развалившись на три части. На борту было 163 пассажира и девять членов экипажа, погибли два человека - брат президента Дагестана Гаджимурад Магомедов и Роза Гаджиева, мать судьи Конституционного суда. Госпитализировались 82 человека.

По заключению МАК, авиационное происшествие с самолетом Ту-154М RA-85744 "произошло вследствие ошибочных действий экипажа при выполнении полета и посадки с одним работающим двигателем, что привело в экстремальных метеоусловиях к выходу воздушного судна к взлетно-посадочной полосе в непосадочном положении, приземлению самолета на летное поле со значительным перелетом правее ИВПП, выкатыванию и столкновению с земляной возвышенностью".

Происшествие стало возможным вследствие сочетания следующих факторов:

- непреднамеренное выключение бортинженером подкачивающих насосов расходного бака при выполнении процедуры ручной перекачки топлива в наборе высоты, что привело к пульсациям мгновенного расхода топлива к двигателям, падению их оборотов, выключению крайних двигателей и проблемам в электропитании самолета в течение 2 минут 23 секунд из-за отказа трех генераторов;

- неиспользование экипажем всех возможностей по восстановлению работоспособности бортового оборудования после восстановления работоспособности генератора №2 и подключения его, а также генератора ВСУ, на бортсеть;

- невыполнение экипажем рекомендаций раздела 5 «Действия в сложных ситуациях», подразделы 5.13 «Полет с двумя неработающими двигателями» и 5.14 «Заход на посадку и посадка с двумя неработающими двигателями» РЛЭ самолета Ту-154М;

- отсутствие со стороны КВС руководства и распределения обязанностей в экипаже и самостоятельные, не во всех случаях верные, действия его членов, недостаточная подготовка КВС в области управления ресурсами экипажа;

- сложная ветровая обстановка по высотам, которая, при фактически исправном бортовом оборудовании и сложностях, которые испытывал экипаж при пилотировании по дублирующим приборам, дополнительно способствовала уклонению воздушного судна от посадочного курса;

- недостаточная профессиональная подготовка как экипажа в целом, так и каждого его члена в отдельности к действиям в аварийных и сложных ситуациях, предусмотренных РЛЭ самолета Ту-154М;

- невыполнение разработанных по результатам расследований инцидентов рекомендаций, направленных на предотвращение ошибочных действий бортинженера, приводящих к непреднамеренному выключению подкачивающих насосов расходного бака в полете.