В Думу внесен законопроект, позволяющий России ответить на конфискацию ее имущества

undefined

Правительство внесло в Госдуму законопроект о "О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации". Он предполагает, что российский суд сможет ограничить юрисдикционный иммунитет иностранного государства и его имущества по принципу взаимности - если такие ограничения будут введены в отношении России. В случае принятия этот закон установит пределы юрисдикционного иммунитета иностранных государств и их имущества на территории России с учетом норм международного права, законодательства и судебной практики зарубежных стран. В законопроекте определены случаи, когда иностранное государство и его имущество не пользуются юрисдикционным иммунитетом, и предусматривается возможность отказа иностранного государства от юрисдикционного иммунитета.

"Суд Российской Федерации на основе принципа взаимности вправе исходить из того же объема юрисдикционного иммунитета, каким Российская Федерация пользуется в соответствующем иностранном государстве, - говорится в одной из статей законопроекта. - Юрисдикционный иммунитет иностранного государства и его имущества, предоставляемый в силу настоящего федерального закона, может быть ограничен на основе принципа взаимности, если будет установлено наличие ограничений в отношении предоставления Российской Федерации юрисдикционного иммунитета в иностранном государстве, в отношении которого или его имущества возник вопрос о юрисдикционном иммунитете".

Законопроект направлен на защиту российских интересов путем отказа от концепции абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России, что позволит принять ответные меры при обращении взысканий на российскую собственность за ее территориями, подчеркивается в сообщении, говорится в пояснительной записке.

В случае принятия этого закона потребуются поправки в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и федеральный закон "Об исполнительном производстве". Затрат из бюджета принятие закона не повлечет. Законопроект разработан Минюстом, и представлять его в парламенте будет замминистра юстиции Дмитрий Аристов.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что он разработан по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова от 21 декабря 2012 г. и направлен на регулирование юрисдикционного иммунитета иностранных государств в Российской Федерации.

"Советское процессуальное законодательство базировалось на концепции абсолютного иммунитета, которая предполагает, что предъявление в национальных судах исков к иностранному государству, наложение ареста на имущество такого государства или принудительное исполнение вынесенного против него судебного решения допускаются лишь с согласия соответствующего государства. На концепции абсолютного иммунитета основывается и действующее законодательство Российской Федерации, - говорится в пояснении. - Вместе с тем на практике во внешнеэкономической деятельности Российская Федерация вынуждена отказываться от иммунитета". В частности, в некоторых международных договорах Россия "отказалась от иммунитета в отношении определенных категорий сделок и имущества, в частности, по сделкам, заключенным или гарантированным торговыми представительствами." Также в связи с расширением внешнеэкономической деятельности и привлечением иностранных инвестиций Россия заключила ряд международных договоров о взаимной защите инвестиций, которые предусматривают, что споры, связанные с инвестициями, рассматриваются в международном коммерческом арбитраже. В действующем законодательстве ряда зарубежных стран это означает отказ от иммунитета, объясняют авторы законопроекта. Практика внешнеэкономической деятельности России и ее международная договорная практика показывают, что "возникла тенденция признания Российской Федерацией юрисдикции иностранных судов, что представляет собой отказ от иммунитета", пишут они.

В записке также отмечается, что количество исков к России в иностранных судах "неуклонно увеличивается, при этом согласия Российской Федерации на ее участие в деле не испрашивается". Это связано с тем, что в законодательстве других стран распространена концепция ограниченного иммунитета государства, в соответствии с которой иностранное государство, его органы и организации, а также их собственность не пользуются иммунитетом в отношении требований, вытекающих из коммерческой деятельности указанных субъектов. В соответствии с этой концепцией и с учетом положений Конвенции о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности законопроектом предлагается установить правовой режим юрисдикционного иммунитета иностранного государства и его имущества на территории Российской Федерации.