Министр юстиции призвал определиться с формированием правового института идеологии

Закрепленные в Конституции ценности составляют базис, на основе которого должна формироваться идеология, необходимо определиться с формированием правового института государственной идеологии, заявил в интервью «Интерфаксу» министр юстиции Константин Чуйченко.

«Наша доктрина должна все-таки четко определиться с формированием правового института государственной идеологии и, соответственно, определить соотношение идеологии с нравственными нормами. Мы исходим из того, что те ценности, которые на сегодня закреплены в Конституции, они составляют базис, на основе которого должна формироваться идеология», – сказал он на полях Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ).

Чуйченко рассказал о существовании «некой неопределенности, а может быть, даже противоречия» с 13-й статьей Конституции, согласно которой у России не может быть обязательной государственной идеологии. Министр призвал решать эту неопределенность.

«Нужно смотреть, изучать, потому что изменить Конституцию – это достаточно непростая история», – сказал он, добавив, что Конституционный суд, вероятно, сможет дать разъяснение по этому вопросу.

12 мая на полях ПМЮФа Чуйченко возобновил дискуссию о необходимости корректировки ст. 13 Основного закона. Министр отметил, что «ни одна страна мира» не имеет в своей конституции запрета на идеологию, как в России. Статья 13 Конституции появилась взамен статьи 6 Конституции СССР, закреплявшей руководящую и направляющую роль КПСС, которая являлась «ядром политической системы страны». Эта формулировка, по его словам, отчасти объясняет появление в российской Конституции запрета на идеологию. «Только Россия в свое время по совету наших так называемых партнеров взяла на себя эти «повышенные обязательства», – заявил Чуйченко.

Чуйченко не первый, кто говорит об идеологии. 4 ноября 2022 г. спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко говорила, что ст. 13 Конституции «нередко трактуют как запрещающую идеологию», но эта норма «запрещает закреплять за какой-либо системой идей статус государственной или обязательной». Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин 29 июня 2022 г. говорил, что сам Основной закон имеет «идеологическое значение».