18-19 апреля в Москве проходит Российский форум дизайна и моды, организованный фондом Росконгресс совместно с Союзом дизайнеров России и Правительством Москвы. Управляющий директор «Русской Медиагруппы» Дмитрий Медников выступил модератором открывающего Форум Пленарного заседания«Приоритеты государственной поддержки индустрии дизайна».
Дизайн – всеобъемлющая индустрия, которая является составной частью многих отраслей: легкой промышленности, автомобилестроения, градостроения и так далее. В России эта индустрия в последние несколько лет переживает бурный рост, обусловленный и наличием огромного числа талантов внутри страны, и уходом западных конкурентов. Однако дизайн по-прежнему во многом остается недооцененным сегментом экономики. Проходящий в Москве Российский форум дизайна и моды призван стать драйвером дальнейшего развития индустрии, а также площадкой для коммуникации представителей дизайна и моды и других отраслей.
Какие меры поддержки нужны отрасли? И какие инструменты созданы государством для развития дизайн-сообщества?
«Когда мы говорим о дизайне, то важно понимать, что это не просто картинка, это качество жизни, интерфейс, – открыл Пленарное заседание управляющий директор «Русской Медиагруппы» Дмитрий Медников. – Это один их главных мультипликаторов любой экономики. Это то, как живут люди. Надеюсь, сегодняшний форум станет стартом новой жизни индустрии дизайна. Дизайн – капиталоемкая, значимая индустрия, которая интересна для взаимодействия с любой другой отраслью. И мы надеемся, что она станет одним из флагманов российской экономики».
Одной из главных тем, обсуждаемых на Пленарном заседании, стала поддержка дизайн-индустрии со стороны государства.
Руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин рассказал о проекте «Фабрика дизайна 2.0» – это конкурсная платформа для взаимодействия дизайнеров, производственных и экспортных компаний, а также экспертов индустрии для создания новых продуктов.
«За 2022 год мы научились привозить материалы, заменили ряд оборудования, нашли площадки в Москве и регионах. А кто готов, почём и где покупать то, что мы создаем?» – обратился к аудитории Алексей Фурсин. Спикер подчеркнул, насколько для российских дизайнеров важно найти площадки реализации их продукции, а также рассказал, что сегодня Правительство Москвы делает все возможное, чтобы создать каналы коммуникации модной индустрии и покупателей: создаются шоу-румы в торговых центрах, проводятся фестивали и ярмарки.
Государство готово продолжать оказывать индустрии дизайна помощь и поддержку, в том числе в формировании контакта с другими отраслями. «Очень важно слышать запрос от отрасли. И текущий форум должен помочь в формулировании задач, которые отрасль ставить перед законодателями», – подчеркнул Заместитель Председателя Московской городской ДумыСтепан Орлов.
Отрасль переживает небывалый подъем. Еще 5-6 лет назад сложно было себе представить те цифры, которые демонстрирует отрасль, и даже проведение подобного форума казалось чем-то невозможным. Однако сегодня индустрия дизайна действительно мощная и конкурентоспособная. У представителей правительственных структур, крупного бизнеса также есть понимание, что дизайн – это не только мир моды, это всеобъемлющая тема. «Год назад многие и государственные мужи, и предприниматели поняли, что надо обращать внимание на дизайн, на творческих людей. Что креативность — это то, что государству необходимо», – подчеркнул генеральный директор Президентского фонда культурных инициативРоман Карманов. Также, как отметили участники дискуссии, индустрии дизайна сегодня необходима не столько финансовая помощь, сколько создание целостной системы: появление институтов, рейтингов, отечественных индексов.
Уход ряда конкурентов открыл для российских производителей новые ниши, а главное, сильно повлиял на формат мышления.
«У нас мощные корни, нам есть, куда стремиться и что развивать, – говорит Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по экономической политике Денис Кравченко – За 2022 год, по статистике торговых центров, число отечественных марок одежды увеличилось на треть. Все больше появляется качественных вещей, с гордостью коллеги и друзья говорят: «Это российское, это наш бренд!»».
На Пленарном заседании присутствовал один из самых ярких представителей российской дизайн-индустрии фешн-дизайнер Игорь Чапурин, который подчеркнул, что российский дизайн – конкурентоспособный на международной арене: «Представляя Россию в мире, я всегда пытался показать очень современный дизайн, доказывая что в России все это возможно, – отметил он. – И я хочу поверить, что то, что я сегодня услышал – это реальность».
В России сегодня есть все необходимое, чтобы дизайн развивался и дальше, и чтобы это развитие было всесторонним. «Русская Медиагруппа», направляет свои усилия на поддержание межиндустриального взаимодействия самых разных отраслей, и Российский форум дизайна и моды – ещё один важный шаг, который вовлекает в это взаимодействие представителей дизайн-индустрии в самом широком ее понимании.