Является ли отставание российского образования от глобальных ESG-трендов критичным?

С начала 2020 г. в России наблюдается активное формирование высшего образования по ESG-направлениям. Сейчас не достигнут достаточный уровень подготовки специалистов для появления на рынке труда необходимого числа специалистов соответствующих профилей. В значительной степени спрос на специалистов в области устойчивого развития в настоящее время удовлетворяется посредством реализации программ дополнительного профессионального образования.

В последнее время произошли существенные изменения в предложении российскими вузами системного образования в области устойчивого развития как на базе программ подготовки бакалавров, так и магистерских программ, главным образом, по таким направлениям, как: экономика, менеджмент, экология и природопользование. Специализированные программы подготовки магистров предлагают, прежде всего, вузы, связанные с подготовкой специалистов для нефтехимической промышленности, градостроительства и архитектуры. Новыми направлениями, связанными с формированием компетенций ESG-трансформации, стали туризм, агропромышленное производство и строительство.

Внедрение соответствующих образовательных программ стало одной из важных составляющих федерального проекта «Экономика замкнутого цикла».

Как отмечает эксперт Гульнара Ручкина, посредством подготовки специалистов, чьи навыки и компетенции ориентированы на достижение целей устойчивого развития, в рамках бакалаврских, магистерских программ, курсов дополнительного профессионального образования образовательные организации непосредственно воздействуют на достижение целей устойчивого развития и способствуют поступательному развитию своей страны.

В дальнейшем экспертами прогнозируется еще большая специализация компетенций ESG-трансформации с учетом знания специфических производственных особенностей: экологическая сертификация, влияние климатических рисков на устойчивость развития, управление рисками ESG-трансформации и пр.

В ближайшем будущем наибольшей востребованностью будут пользоваться: подготовка корпоративной нефинансовой отчетности, разработка и реализация корпоративных стратегий ESG-трансформации, due-diligence и верификация состояния компаний в процессе трансформации, формирование компетенций менеджеров широкого профиля, выполняющих функции руководителя ESG-направления в компаниях (ESG officer), устойчивого финансирования.

Как предотвратить риск формального подхода к внедрению   обязательных экологических компетенций?

Для того, чтобы предотвратить риск формального подхода к внедрению обязательных экологических компетенций, представляется важным основываться на целеполагании образовательного процесса в рамках соответствующих образовательных программ, государственном и общественном запросе, ожиданиях работодателей от выпускников образовательных учреждений.

По мнению экспертов, почти две трети компаний-участников опроса, проведенного Центром устойчивого развития и ESG трансформации МГИМО (МЦУР) в 2023 г. среди российских компаний из различной сферы деятельности, не обеспечены достаточным количеством ESG-специалистов.

При этом работодатели в большей степени ожидают, что молодые специалисты будут обладать знаниями в области экологической (Е-компонента) и управленческой (G-компонента) составляющих ESG-трансформации. Об этом заявили представители 79% и 75% компаний соответственно, тогда как социальный аспект (S-компоненту) упомянули лишь 43%. Распределение запросов бизнеса в отношении конкретных компетенций выпускников пока не вполне совпадает с акцентами, преобладающими в уже реализуемых вузовских программах.

Абсолютное большинство участников исследования считают необходимым знание национальных стратегических, нормативно- правовых документов в сфере устойчивого развития, а также методологии и критериев оценки для вхождения в российские и зарубежные ESG-рейтинги. Не менее востребованы (93% ответов) знания основных соглашений в области международного сотрудничества по проблемам изменения климата (Рамочная конвенция ООН об изменении климата, Парижское соглашение 2015 года и пр.), а также основных международных организаций, осуществляющих оценку риска и мониторинг изменения климата, принятых ими рекомендаций и стандартов. Столь же важными считаются знания основ климатической политики и углеродного регулирования в зарубежных странах.

86% участников опроса отметили необходимость знания стандартов нефинансовой отчетности (GRI, SASB и др.) и рекомендаций по раскрытию информации об учете климатических рисков, таких, как TCFD. При этом опыт написания ESG-отчета и опыт сбора информации к составлению нефинансового отчета был отдельно выделен как одна из необходимых компетенций для молодого специалиста в области устойчивого развития (93% компаний). Подавляющее большинство также ждет от выпускников вузов профессиональных знаний в области разработки климатической политики/стратегии компании. Чуть менее востребованы (79%) навыки в области климатического менеджмента и количественной оценки выбросов парниковых газов в отраслях промышленности. При этом ожидается, что молодые специалисты обладают достаточными знаниями для расчета углеродного следа конечной продукции по полному циклу («от скважины до покупателя»).

Дополнительно был отмечен ряд важных для выпускников вузов компетенций, которые можно разделить на общие, применимые в любой сфере экономической деятельности, и специфические для конкретной отрасли.

Так, среди необходимых универсальных компетенций были выделены:

опыт написания аналитических материалов и статей по темам устойчивого развития;

знание и понимание опыта ведущих российских и международных организаций по аспектам устойчивого развития (бизнес-кейсов, наиболее знаковых проектов, используемых технологий и т.п.);

знание и умение трактовать последние тенденции и технологии по отдельным существенным аспектам устойчивого развития;

В качестве востребованных специфических компетенций названы:

опыт разработки ESG продуктов;

представление о специфике социальных инвестиций и проектов;

знание правовых основ и практических аспектов в области обращения с отходами;

представления об особенностях внедрения возобновляемых источников энергии и повышения энергоэффективности;

понимание специфики экологичных цепочек поставок;

представление о международной практике в области «зеленых» договоров аренды;

понимание основ экономики замкнутого цикла и др.

Таким образом, современная глобальная повестка устойчивого развития ставит перед национальными системами образования сложную задачу подготовки соответствующих кадров, что требует не только увеличения количества специализированных программ, но и пересмотра содержания традиционных дисциплин, подготовки преподавательского состава, развития партнерства с бизнесом.

Ручкина Г.Ф.,

д.ю.н., профессор, декан Юридического факультета

Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Другие пресс-релизы