Москве нужны дороги, а девелоперы снова предлагают жилье

Москва выделяет 1 трлн руб. на развитие транспортной инфраструктуры. И ждет от инвесторов соучастия

Главным для чиновников Хуснуллин назвал максимальную открытость и взаимодействие с инвесторами. Выразиться это должно в том числе в снижении административных барьеров: московское правительство является крупнейшим инвестором в городе, на его долю приходится до 40% вложений, и оно тоже, по словам заммэра, является заложником административных процедур. Алена Дерябина, гендиректор «Дон-строй инвеста», признала, что власти «продемонстрировали движение в сторону налаживания партнерства с бизнесом».

Московские девелоперы привезли на MIPIM в основном жилые проекты. «Дон-строй инвест» демонстрировал клубный дом Smolensky de Luxe и элитный комплекс «Долина Сетунь». «Галс-девелопмент» – квартал «Литератор» (182 элитные квартиры в Хамовниках стоимостью $130 млн). «НДВ-недвижимость» выставлялась с продаваемым ею проектом экономкласса «Царицыно».

На международной выставке MIPIM-2012 заммэра Москвы Марат Хуснуллин обратился к девелоперам с призывом не использовать «легкие способы» для инвестиций и не строить только жилье. Городу интереснее инфраструктурные проекты. В подготовленном к MIPIM-2012 буклете Москва предлагала инвесторам поучаствовать в строительстве 2000 км новых дорог и 380 км линий метрополитена (они предусмотрены генпланом), а также 12 перехватывающих парковок (они по плану должны появиться в Москве уже в 2012 г.).

Транспорт для всех

Решение транспортных проблем Хуснуллин назвал задачей номер один для градостроительной политики. Сейчас разрабатывается концепция развития московской агломерации. Общественности ее обещают представить осенью этого года. Из бюджета московские власти намерены выделить на создание транспортной инфраструктуры более 1 трлн руб. (в течение пяти лет). «Это колоссальная цифра даже в международном масштабе», – заявил Хуснуллин.

С областью Москва договорилась о создании дополнительных 500 км железнодорожных путей. По словам Владимира Жидкина, заместителя председателя правительства Московской области, на 2012 г. в бюджетах разных уровней на развитие транспортной инфраструктуры в Подмосковье предусмотрено 30 млрд руб., из них 8 млрд руб. – это средства области и муниципалитетов.

Столица намерена согласовывать с Подмосковьем проекты планировок вокруг Московской кольцевой железной дороги, а также линий метро, особенно пролегающих через промзоны. Для всех 208 столичных промзон должен быть определен потенциал градостроительного развития.

Банк для бизнеса

Марина Оглоблина, глава департамента экономической политики правительства Москвы, сообщила, что в городе создается банк инвестиционных проектов по каждому округу. ЮЗАО (128 объектов) и ЗАО (79 объектов) «уже отработаны», офисные и крупные торговые центры городу не очень интересны, по словам чиновницы. «Мы знаем, что вы ждете от города предложений новых проектов, – заявила Оглоблина инвесторам. – Сейчас прорабатывается список из более 250 объектов для аукционов. 14 земельных участков уже выставлены». Компаниям предлагается вкладывать деньги не только в промышленные и производственные объекты, но и в развитие медицинской и образовательной инфраструктуры. Власти не будут возражать и против строительства гостиниц, а также намерены стимулировать инвесторов вкладываться в создание парковых зон, мест для отдыха и другой инфраструктуры, способствующей комфорту москвичей.

Инвесторы должны понимать, что их объекты будут востребованы, это и должно их стимулировать вкладываться в городскую инфраструктуру, считает чиновница. В качестве материальных стимулов Оглоблина предположила возможность пересмотра налога на имущество, который влияет на экономику реализуемых проектов. Она предложила бизнесу активнее проявлять инициативу по внесению изменений в действующее законодательство. «Москве не хватает закона об инвестировании и правоприменительной практики и документов, которые помогли бы инвесторам, разъяснили бы им правила игры», – посетовал Павел Гагарин, председатель совета директоров Gradient Alpha Investments Group.

Не без жилья

В 2011 г., по данным стройкомплекса, из возведенных в столице 7 млн кв. м недвижимости жилая заняла немногим более 2 млн кв. м. На перспективу проекты на 30 млн кв. м получили разрешения на строительство (из них 5,8 млн кв. м – в ЦАО), на 13 млн кв. м выданы ГПЗУ, еще 20 млн кв. м в ближайшие пять лет будут возведены по различным госпрограммам. «Это на $30 млрд принятых решений», – подсчитал Марат Хуснуллин.