За пять лет количество замороженных строек в Подмосковье снизилось втрое

Чаще всего в Подмосковье стройки останавливаются из-за юридических нарушений застройщика и разногласий с местной администрацией
С.Портер/ Ведомости

Число замороженных строек в Подмосковье в 2008-2012 гг.

За 2008-2012 гг. количество замороженных строек в Подмосковье снизилось в 3 раза – с 431 до 121 объекта, подсчитали аналитики «Метриум групп». В список не попали объекты, расположенные на территориях, которые с 1 июля 2012 г. вошли в состав Москвы, уточняет представитель компании.

В Москве две основные причины замороженных строек – мошеннические схемы и проблемы с финансированием, утверждают в «Метриум групп», в Подмосковье во многих случаях строительство остановлено из-за юридических нарушений застройщика и разногласий с местной администрацией.

Одно из наиболее распространенных правовых нарушений в Подмосковье – строительство многоквартирных жилых комплексов на участках, где по документам можно возводить только индивидуальные дома для проживания одной семьи. По этой причине остановлено строительство 44 домов, или почти 40% от общего объема замороженных строек в Подмосковье. «Из-за принципиальной позиции подмосковных властей в отношении юридически проблемных объектов количество долгостроев, у которых выявлены подобные сложности с документацией, сокращается очень медленно, - говорит гендиректор компании Мария Литинецкая. - Если в столице замороженные стройки стараются как можно быстрее завершить и раздать квартиры пострадавшим дольщикам, то в Подмосковье юридически проблемные объекты остаются в замороженном состоянии или идут под снос». Один из примеров – незаконно возведенный на участке для индивидуального жилищного строительства многоквартирный дом в Вешках.

Еще одна причина появления долгостроев – финансовые трудности или банкротство компании-застройщика. В большинстве случаев причина тому – расчет на постоянный высокий покупательский спрос: полученные от продаж квартир и загородных домов средства шли не на строительство и развитие проекта, а вкладывались в новый проект. В случаях финансовых трудностей или банкротства строительной компании незавершенный объект выставляется на торги, по результатам которых определяется компания, которая будет его достраивать. При помощи этой схемы в Балашихе был сдан дом, строительство которого началось в 2002 г., а спустя год остановилось. В 2010 г. другая компания получила инвестконтракт на завершение строительства, в 2012 г. дом был введен в эксплуатацию (название компаний «Метриум групп» не указывает).

Около 5% от общего объема долгостроев – это долгострои, образовавшиеся из-за мошеннических схем, продолжают аналитики «Метриум групп».

Пик числа замороженных строек пришелся на кризис и посткризисный период, когда некоторые компании столкнулись с нехваткой финансирования, рассказывает представитель одного из крупнейших российских девелоперов, «Мортон», Игорь Ладычук: спрос на новостройки со стороны покупателей снизился, а банки либо не выдавали кредиты, либо выдавали их под большие проценты. Ситуация изменилась в 2010 г., когда на рынок новостроек вернулись покупатели, продолжает Ладычук. В 2010-2012 гг. число сделок с новостройками росло, объекты начали достраиваться. В условиях растущего рынка повторение ситуации с массовой остановкой строек практически невозможно, заключает представитель «Мортона».

В Московской области ситуация гораздо острее, чем в Москве, указывает Литинецкая. По ее словам, есть решения судов о сносе незаконных новостроек в Одинцовском, Ленинском, Мытищинском и Красногорском муниципальных образованиях. В таких домах квартиры частично или полностью раскуплены, поэтому снос домов может привести к возмущению людей и росту социальной напряженности, заключает эксперт.