Статья опубликована в № 3700 от 21.10.2014 под заголовком: Инвестиции без остановок

За три года Московская область вложит в транспортную инфраструктуру 77 млрд рублей

К 2018 г. Московская область намерена вложить в транспортную инфраструктуру 77 млрд руб. Требуется около 200 млрд руб. Разницу, надеются чиновники, возместит частный бизнес
Петр Иванов, заместитель председателя правительства Московской области
Д. Абрамов / Ведомости
Московская область

Общая площадь - 44 340 кв. км. Экономически активное население - 4,1 млн человек. Население - 7,14 млн человек. Объем инвестиций в основной капитал в 2013 г. - 574,6 млрд руб. Иностранные инвестиции - $6,3 млрд ($1,7 млрд - прямые).

Петр Иванов, заместитель председателя правительства Московской области, убеждает инвесторов, что они смогут заработать на дорожных проектах в Подмосковье. К 2018 г. область намерена построить за счет бюджета 85 объектов соответствующей инфраструктуры. Еще 50 объектов власти готовят к конкурсам на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП).

- Программа «Дороги Подмосковья» будет выполнена в полном объеме?

- Ею предусмотрено строительство 85 объектов до 2018 г., бюджет - 77 млрд руб. Это средства федерального и регионального бюджетов. Но мы рассматриваем строительство транспортных объектов и на внебюджетные средства: платных путепроводов, платных магистралей на основе ГЧП. Для этого проведен анализ всех одноуровневых пересечений автомобильных дорог и железнодорожных путей - их более 400, после детальной проработки из них отобрали 50. В конце октября станет известно, что мы будем выставлять на конкурс на условиях ГЧП. Проект должен быть технически эффективен и экономически привлекателен. Должен быть обеспечен альтернативный бесплатный проезд. И мы должны обещать инвестору определенный автомобильный поток. При разумной цене проезда вложения должны вернуться в течение 26 лет.

- Разумная цена - это сколько?

- Есть оптимистичная - 30 руб. за легковой автомобиль и 50 руб. за грузовой и пессимистичная - 40 руб. за легковушку.

- Где будут первые платные путепроводы?

- В основном на самых напряженных участках, где в пиковое время с 6 до 10 утра переезды закрыты до трех часов. Чем ближе к Москве, тем больше автопоток, тем инвестиционно привлекательнее проект, но тем выше стоимость изъятия участков.

- Есть желающие вкладываться на 26 лет?

- Это реальные условия. Например, концессия на платный участок в обход Одинцова заключена на 32 года.

- В ваших расчетах фигурировала цифра в 200 млрд руб. необходимых инвестиций на дороги. Откуда она взялась?

- Когда ее заявляли, имели в виду и объекты, не обеспеченные финансированием. Сейчас они в госпрограмме указаны без стоимости. Если появятся дополнительные средства - будем строить.

- Девелоперы заявляют, что уже строят дороги вместо государства.

- Я думаю, девелоперы очень хорошо понимают, что именно они строят. В основном это внутриквартальные дороги и подъездные пути к их же микрорайонам. Это не вылетные магистрали или хорды, а то, что они должны сделать по инвестпроекту.

- Проект консорциума во главе с ГК «Мортон» по строительству легкого метро не является частью жилых проектов.

- Они взяли на себя обязательства по строительству ветки Бутово - Дрожжино - Расторгуево. «Мортон» объединил 14 компаний, которые возводят жилые районы на прилегающих территориях, и они готовы взять обязательства по строительству легкорельсового транспорта и обеспечению транспортной доступности. Проект планировки территории уже заказан. Мы видим, что проект идет, финансирование подтверждено. Это ведь в интересах девелоперов. Они даже выделили 5 га для трамвайного депо на своих землях. И этот проект имеет все шансы стать первым опытом ГЧП по строительству скоростного трамвая в Московской области.

- Застройщики уверены, что дороги должно строить государство.

- Они, значит, будут на продаже жилья деньги зарабатывать, а правительство - их инфраструктурой обеспечивать? Мы считаем, что девелоперы должны быть заинтересованы в строительстве не только жилья, но и социальной и транспортной инфраструктуры. Инвесторам это важно, просто они, видимо, еще не до конца это понимают.

У нас есть новые районы в области: выехать невозможно, ни школ, ни садов, ни спортплощадок, просто стены в чистом поле. Но люди, увидев цену в 50 000 руб. за 1 кв. м, покупают там квартиры. А потом начинают митинговать и писать жалобы. Чтобы из Павшинской поймы появился пешеходный мост через Москву-реку к ст. м. «Мякинино», потребовалось личное вмешательство губернатора Андрея Воробьева. А при формировании инвестконтракта по строительству в Одинцовском районе Новой Трехгорки транспортные обязательства инвестора не были юридически грамотно зафиксированы. В результате ничего из того, что обещали покупателям, не было сделано. И сейчас эти проблемы решают подмосковные власти.

Новой Трехгорки или Павшинской поймы в Подмосковье больше не будет. Если застройщик хочет осуществить жилой проект, он должен согласовать транспортную схему, объяснить, как и где будут выезжать жители из этого микрорайона.

- В таких сверхплотных городах, как Химки, Балашиха, Красногорск, что можно сделать для улучшения транспортной доступности?

- Вы наступаете на самые больные места. Но Химки еще один из самых благополучных в этом перечне городов. До конца года будет введен участок трассы Москва - Петербург до «Шереметьево», он существенно снизит нагрузку на Ленинградское шоссе. Скоростная дорога примкнет к Международному шоссе в 300 м от терминала «Шереметьево». Мы проехали по этому участку за 7 минут. В Химках почти готов проект ветки скоростного трамвая «Стрела» протяженностью 7,2 км от магазина ИКЕА с тремя остановками по пути. Сейчас обсуждается с властями Москвы точка его входа в столицу у ст. м. «Планерная». Эстакада планируется на месте бывшей ЛЭП, это редкий случай, когда земля свободна.

По каждому городу есть предложения по улучшению транспортного обслуживания.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать