Из-за санкций ЕС «ВТБ капитал» пересмотрел участие в автодорожном проекте

Как выяснили «Ведомости», из-за санкций ЕС «ВТБ капиталу» пришлось пересмотреть участие в автодорожном проекте, где его партнером выступает французская Vinci
Евгений Биятов/ РИА Новости

Вложить четверть. 76,8

млрд руб.- стоимость строительства; из них 19,2 млрд, или 25%, вложит «Магистраль двух столиц». Дорога откроется к середине 2018 г., срок соглашения - 27 лет. Участок будет платным, инвестору деньги вернет государство

На прошлой неделе госкомпания «Автодор» и «Магистраль двух столиц» (специальная проектная структура «ВТБ капитала») подписали концессионное соглашение о строительстве и обслуживании участка платной дороги М11 Москва - Санкт-Петербург с 543-го по 684-й км (см. врез).

Чтобы подписать контракт, «Магистраль двух столиц» должна была договориться с банками о финансировании (так называемое «финансовое закрытие»). Переговоры шли непросто, одной из проблем стали европейские санкции, рассказали «Ведомостям» два человека, близких к компаниям, участвующим в проекте, и человек, близкий к Минтрансу. У «ВТБ капитала» было 60% в «Магистрали двух столиц», а у структуры Vinci - 40%, следует из данных ЕГРЮЛ по состоянию на конец марта. Но при такой структуре собственности европейские банки не смогли бы финансировать проект из-за санкций, объясняют два собеседника «Ведомостей»: «ВТБ капитал» подконтролен ВТБ, который подпал под санкции ЕС.

Санкции затрудняют привлечение финансирования в европейских банках, если доля подпавших под санкции организаций в проекте выше 50%, объясняет Яна Иванова, юрист Herbert Smith Freehills.

Европейские банки и раньше неохотно финансировали российские инфраструктурные проекты, но подпадание под санкционные ограничения все равно нежелательно, указывает партнер EY Александр Ерофеев, есть другие возможности: банковские гарантии, последующее рефинансирование, участие в синдикате кредиторов.

Дело не только в банковском финансировании, говорит сотрудник компании, участвующей в концессионных проектах с иностранными партнерами: Vinci, как юрлицо, зарегистрированное в ЕС, скорее всего, вообще не могла бы быть соинвестором - участие в капитале проектной компании обычно оформляется как заем от акционера, а такая сделка с компанией, которая контролируется организацией из санкционного списка, запрещена.

Поэтому во время переговоров о финансовом закрытии пришлось менять структуру собственности «Магистрали двух столиц», говорят три человека, близких к компаниям, участвующим в проекте. В таких проектах уточнение долей происходит до последнего момента, это нормальная практика, знает еще один участник переговоров. Банки, государственная сторона, проектная компания и подрядчик договариваются о распределении рисков, объясняет он: «А если в проектной компании несколько акционеров, у них может быть разный аппетит к риску». Проблема санкций есть, но это один из многочисленных вопросов, резюмирует собеседник «Ведомостей».

К моменту подписания доля «ВТБ капитала» в «Магистрали двух столиц» оказалась ниже 50%. По данным ЕГРЮЛ на 31 октября, у «Магистрали двух столиц» три акционера. Vinci сохранила долю в 40%, «ВТБ капиталу» через ООО «ИИ холдинг» теперь принадлежит 49,5% проектной компании, а еще 10,5% отошли структуре ООО «Русмостстрой». Ее единственный владелец - зарегистрированная в Турции компания Finansal Gayrimenkul Gelistirme Yonetim Ve Ticaret, структура турецкой строительной компании Ic Ictas, подрядчика на строительстве этого участка трассы, объясняют два человека, близких к совладельцам «Магистрали двух столиц».

Для банковских ковенант компании стараются избегать консолидации 100% долга (т. е. отражения в финансовой отчетности группы 100% долга дочерних или контролируемых обществ), стараясь не иметь контроля или мажоритарной доли в специальной проектной компании, указывает партнер PwC Дмитрий Ковалев. Специальные проектные компании как раз и используются для того, чтобы уйти от консолидации, согласен Ерофеев.

Но даже без формального контроля или мажоритарной доли эффективный контроль может привести к консолидации, указывает сотрудник компании, участвующей в концессионных проектах: главное, что «ВТБ капитал», снизив долю, избежал последствий санкций.

«Привлечение партнеров-соинвесторов - стандартная практика на проектах в области инфраструктурного финансирования», - сообщила пресс-служба «ВТБ капитала» в ответ на запрос «Ведомостей» о причинах сокращения доли в проектной компании, не предоставив других комментариев. Представитель Vinci от комментариев отказался. Представитель Ic Ictas на запрос «Ведомостей» не ответил.