«Стройгазконсалтинг» не представил банковскую гарантию на строительство ЦКАД

«Стройгазконсалтинг», первым приступивший к строительству ЦКАД, пока не получил ни аванса, ни банковской гарантии. Возможно, у компании возникли проблемы, но ситуация на подрядном рынке вообще непростая, признают строители
Даже Центральная кольцевая автородорога, важнейший государственный проект, вызывает сомнение у банков - они опасаются выдавать под него гарантии/ С. Портер/ Ведомости

«Стройгазконсалтинг» не представил госкомпании «Автодор» банковскую гарантию на аванс по первой секции ЦКАД, рассказал «Ведомостям» сотрудник одной из крупных строительных компаний и подтвердил официальный представитель «Автодора». Представитель «Стройгазконсалтинга» отказался от комментариев.

«Стройгазконсалтинг» подписал с «Автодором» долгосрочное инвестиционное соглашение на строительство и обслуживание первого участка ЦКАД еще в мае. При заключении соглашения необходима банковская гарантия на инвестиционной стадии и она была предоставлена, говорит представитель «Автодора».

В конце августа состоялся торжественный запуск строительства нового кольца вокруг Москвы - оно должно быть целиком построено до конца 2018 г. Согласно конкурсной документации «Автодор» на этапе строительства вправе выплатить исполнителю контракта аванс в размере до 30% всей суммы государственного финансирования. То есть аванс мог бы составить около 12,6 млрд руб., это свыше 25% всей стоимости строительства данного участка ЦКАД.

Предоставление аванса - позитивное для строительных компаний обстоятельство, особенно в такой тяжелой экономической ситуации с непонятными перспективами новых проектов, говорит один из участников рынка: по сути, это один из самых простых способов пополнить оборотные средства.

Но аванс по первой секции ЦКАД - другое дело, замечает сотрудник инфраструктурной компании. По решению правительства для этого проекта предусмотрено обязательное банковское сопровождение. Это означает, что все платежи государства будут иметь строго целевой характер. «То есть аванс нельзя перекинуть на другую стройку этого же подрядчика», - объясняет собеседник «Ведомостей».

К тому же стоимость банковских гарантий существенно выросла, и банки выдают их неохотно: риски, что по этим гарантиям придется платить, все выше, так что чем крупнее и надежнее строительная компания, тем лучше, говорит один из строителей. Госзаказчики уже начали требовать с банков выплат по гарантиям для некоторых подрядчиков, рассказывают сотрудники двух госзаказчиков.

С одной стороны, при необходимости гарантию можно было получить и раньше, в более благоприятной ситуации, - возникает вопрос, почему компания этого не сделала или не смогла сделать, рассуждает один из строителей. «Стройгазконсалтинг» поставил себя в непростую ситуацию, обеспечив существенное снижение стартовой цены на конкурсе по первой секции ЦКАД - 48,9 млрд руб. при начальной цене в 52,4 млрд, а также согласившись на премию к инфляции при возврате своих инвестиций в 1,5% при базовом показателе в 4,55%, удивлялись сотрудники компаний-конкурентов.

С другой стороны, делать однозначный вывод о проблемах компании из-за неполученной банковской гарантии тоже сложно, продолжает собеседник «Ведомостей»: это общая проблема рынка. Банковские гарантии под дорожные проекты уже обсуждались с президентом Владимиром Путиным с подачи президента ВТБ Андрея Костина. Тот жаловался, что вся ответственность за ошибки в проекте ложится на банки, никакой мотивации выдавать гарантии нет.