«Автодор» неэффективно ведет строительство ЦКАД - Счетная палата

Выделенные на ЦКАД деньги ФНБ «Автодор» положил в банк под проценты
Всего в 2015 г. на ЦКАД было направлено 39 млрд руб./ А. Астахова/ Ведомости

Госкомпания «Автодор» разместила выделенные ей из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) средства на депозитном счете в Газпромбанке, получив по нему в мае - июне проценты на сумму 262 млн руб. Об этом сообщает Счетная палата, ссылаясь на результаты проверки использования средств ФНБ, направленных на финансирование ЦКАД. Результаты проверки опубликованы на сайте Счетной палаты.

Всего в 2015 г. на ЦКАД было направлено 39 млрд руб. Из них 21,7 млрд руб. - это средства ФНБ, вложенные 29 апреля в облигации "Автодора", 10 млрд руб. – субсидия от Минтранса, отмечается в сообщении Счетной палаты. Помимо этого, неотработанный аванс 2014 г. составил 7,5 млрд руб.

Инвестиционный проект ЦКАД включает в себя 4 пусковых комплекса. На сегодняшний день «Автодор» заключил соглашения на сумму 4 млрд руб. на строительство двух пусковых комплексов. "В результате привлеченные средства ФНБ госкомпанией не используются и находятся на ее счете в Газпромбанке. Сумма начисленных процентов в мае - июне 2015 г. составила 262 млн руб. Тем не менее правительство приняло решение о предоставлении из ФНБ еще 16,7 млрд руб. до конца 2015 г.", - говорится в сообщении Счетной палаты.

Кроме того, ведомство сообщило, что «Автодор» не привлекает средства инвесторов, которые в текущем году должны были вложить в ЦКАД 8 млрд руб. 

"Проверка показала, что реализация проекта ЦКАД осуществляется госкомпанией неэффективно", - говорится в отчете Счетной палаты. Так, до сих пор не началось строительство первого пускового комплекса, хотя соглашение было заключено более года назад. Контракт на строительство пятого пускового комплекса был заключен в декабре 2014 г., но его работы тоже не начаты, хотя подрядчику (ООО "Кольцевая магистраль") в 2014-2015 гг. был предоставлен аванс в размере 11,2 млрд руб., который находится в Газпромбанке. Начисленные в доход организации проценты составили 190 млн руб. Кроме того, в сметный расчет по строительству пятого пускового комплекса необоснованно включены затраты на страхование строительных рисков в размере 644 млн руб. Минстрой своим приказом от 16 июня 2014 г. исключил данный вид расходов из сметы.

Строительство третьего и четвертого пусковых комплексов начнется в 2016 г. "В проекте соглашения на строительство третьего пускового комплекса не учтены результаты технологического и ценового аудита, которые позволяют снизить стоимость строительства на общую сумму 4 млрд руб.", - говорится в сообщении СП со ссылкой на аудитора Валерия Богомолова.

Отдельное внимание Счетная палата уделила проверке проектной документации строительства ЦКАД. Общая стоимость документации составила 8 млрд руб. Она была принята и оплачена в конце 2012 г., но после этого в 2014 г. в нее вносились корректировки, стоимостью 100 млн руб, отмечает Счетная палата. Помимо этого Минфин и Минтранс в нарушение распоряжения правительства до сих пор не заключили соглашение о контроле целевого расходования средств ФНБ, направленных на проект.

Ранее ФАС заподозрила ГК «Автодор» в «антиконкурентных соглашенях» при проведении конкурсов. Победы присуждались компаниям, предлагавшим высокую цену, при этом мотивировка решений была формальной или отсутствовала.

ЦКАД – строящаяся кольцевая магистраль, проходящая в 400—800 метрах от Московского малого кольца. Протяженность новой трассы составит около 520 км. Стоимость строительства оценивается в 300 млрд руб. Проект, по большей части, финансируется из средств ФНБ.