Снижение тарифов на трассе М11 не приведет к существенному росту трафика - эксперты
Стоимость проезда по первому участку платной трассы Москва – Солнечногорск временно снижена на третьСеверо-Западная концессионная компания (СЗКК, СП французской Vinci и «Мостотреста») с 4 февраля до 1 апреля на 14–33% снизила цены за проезд по первому участку трассы М11 Москва – Санкт-Петербург – от МКАД до Солнечногорска. Тариф снижен для трех основных направлений: от Москвы до Зеленограда и Солнечногорска и от Зеленограда до Солнечногорска (см. врез).
Строительство трассы обошлось в 72 млрд руб. Из них государство предоставило 22,8 млрд руб., остальное привлек концессионер. Участок введен в эксплуатацию в декабре 2014 г., взимать плату начали с 23 ноября 2015 г.
Стоимость проезда – 200–500 руб. для легковых автомобилей и до 1200 руб. для грузовых в одну сторону – недавно раскритиковал губернатор Московской области Андрей Воробьев. Затем тарифами заинтересовалась Генпрокуратура, посчитавшая их завышенными и указавшая правительству на необходимость ежегодно устанавливать максимальный тариф для платных дорог. А на прошлой неделе о проблеме заявил и президент России Владимир Путин: «Там никто не ездит, вздули цены так, что проехать невозможно». Представитель СЗКК не раскрывает данные по трафику как до ввода платы, так и после. Согласно конкурсной документации на концессию, государство ожидало, что уже в 2015 г. от Москвы до Солнечногорска автомобили проедут 906 млн км и 947 млн км в 2016 г. То есть трасса в прошлом и этом году должна обслужить 57 000 и 60 000 автомобилей в день. Пропускная способность старой Ленинградки – дороги М10 Москва – Санкт-Петербург – рассчитана на максимальную пропускную способность: 40 000 автомобилей в сутки. Фактическая же загрузка подмосковного участка М10 – 130 000–170 000 автомобилей в сутки, говорится на сайте СЗКК.
Новые тарифы
По новым ценам разовая поездка на легковом авто от Москвы до Зеленограда и обратно стоит 200–500 руб. (была до 750 руб.) и до 800 руб. – до Солнечногорска (было до 1100 руб.), Зеленоград – Солнечногорск и обратно – 100–250 руб. (было до 350 руб.). Цена проезда по другим маршрутам осталась неизменной: так, поездка от МКАД до «Шереметьево» и обратно обойдется в 200–500 руб. в зависимости от времени суток.
Представитель СЗКК уверяет, что снижение тарифов – инициатива самой компании. Идет поиск «оптимального тарифа», который «будет приемлем для пользователей». Представитель СЗКК ожидает роста трафика после снижения тарифа, но давать какой-либо прогноз отказался.
Снижение цен не даст существенного роста трафика, уверен член правления Национального объединения ценового аудита Борис Ярышевский. Немногие готовы платить по 500–800 руб. в день, чтобы добраться на работу и обратно. Возможно, инвесторы рассчитывают на рост трафика к лету с учетом сезонности и начала дачного сезона, продолжает Ярышевский. Аналогичная ситуация была на другом платном участке М11 – объезде Вышнего Волочка. Новый участок забрал до 60–75% трафика после ввода в эксплуатацию. Но как только ввели плату за проезд, большая часть машин вернулась на бесплатную дорогу, рассказывал «Ведомостям» менеджер эксплуатирующей ее компании.
Пока же, по словам Ярышевского, условия эксплуатации трассы вызывают вопросы: чистятся лишь две полосы движения из пяти, а после «Шереметьево» трасса не освещена. Представитель СЗКК не говорит, когда будут решены эти проблемы. Не стал он отвечать и на вопрос о том, связаны ли проблемы с обслуживанием дороги с ее малой загруженностью.
В СЗКК до 1 апреля намерены собрать статистику, чтобы понять, позволят ли новые тарифы обеспечить возврат кредитных средств, вложенных в строительство, уточняет представитель СЗКК. Установленные тарифы, по его словам, не окончательные.
Работу над новыми тарифами СЗКК вела вместе с Минтрансом и ГК «Автодор». Обсуждение тарифов продолжится, но вопрос компенсации потерь концессионера или изменения условий соглашения с ним не обсуждается, это не уровень рабочей группы, говорит представитель «Автодора». Представители курирующего транспорт вице-премьера Аркадия Дворковича и Минтранса не ответили на вопросы «Ведомостей». «Запросто может оказаться, что сочетания тарифа [приемлемого для пользователей] и трафика [достаточного для окупаемости частных инвестиций в проект] просто не существует в природе», – замечал ранее директор Института экономики транспорта Михаил Блинкин.
Уменьшение тарифа негативно повлияет на финансовую модель проекта, а также влечет для инвестора риск невозможности своевременного возврата заемных средств банкам, финансирующим проект, замечает руководитель проектов практики «Инфраструктура» ГК «НЭО Центр» Николай Захаров.
Рабочая группа по вопросам тарифов продолжает работу, направленную на предоставление скидок автомобилистам по программе «лояльности», уточнил представитель Минтранса. Вопрос о возможности пересмотра условий концессионного соглашения и компенсации потерь концессионера в следствии снижения тарифа в Минтрансе не комментируют.
Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)