РЖД и Москва избавятся от транзитных грузов

Монополия совместно с московскими властями запускает пилотный проект по оптимизации деятельности своих грузовых дворов
В Москве слишком много грузов обрабатывается в Центральном округе/ С. Портер/ Ведомости

Московские власти и РЖД договорились запустить пилотный проект по оптимизации деятельности грузовых дворов РЖД. Об этом «Ведомостям» рассказал заммэра Москвы Максим Ликсутов и подтвердил представитель РЖД.

Цель проекта «Смарт логистика» – максимально разгрузить улично-дорожную сеть Москвы, переключив грузопоток с автомобильного транспорта на железнодорожный, объясняет представитель «Трансконтейнера» («дочка» РЖД, исполнитель со стороны госмонополии). Для этого компания сформирует отправку грузов так, что в город будут поступать только грузы, потребляемые непосредственно Москвой, уточняет он.

«Более 32% грузов, прибывающих на грузовые дворы столицы, предназначены не для потребителей Москвы. Это много, учитывая, что почти все терминалы находятся в центре города», – говорит Ликсутов. По его словам, Москва используется как транзитный пункт – контейнеры приезжают в центр города, перегружают грузы в фуры и снова выезжают за пределы МКАД. При этом текущие мощности по обработке контейнеров загружены менее чем на 50%.

Пилот должен завершиться до конца 2016 г. Грузовые дворы останутся, но будут работать только на московских потребителей, сообщил Ликсутов.

Вместо дворов центры

Вывод грузовых дворов увязан с поэтапным вводом в эксплуатацию новых (ТЛЦ) в Москве, напоминает представитель стройкомплекса. Грузовые дворы закрываются по мере ввода в эксплуатацию ТЛЦ, зон таможенного контроля и складов временного хранения. Для этого создается «грузовой каркас» из четырех ТЛЦ на станциях Кунцево II, Москва-Товарная-Ярославская, Люблино и Ховрино. Грузооборот Москвы в 2015 г. составил 4,3 млн т, по данным департамента транспорта Москвы.

В Москве 10 грузовых дворов, включая новый транспортно-логистический центр (ТЛЦ) «Ховрино» и реконструируемую станцию Кунцево II. Суммарно они занимают порядка 120 га. Возможно, такое число грузовых дворов и не нужно, замечает Ликсутов.

Пока согласовано закрытие четырех грузовых дворов – Москва-Бутырская, Подмосковная, Москва-Товарная-Рязанская и Москва II Митьково. Имеющиеся площади грузовых дворов используются неэффективно, говорит Ликсутов. Так, за девять месяцев 2015 г. со 120 га земли, из которых половина расположена в ЦАО, получено всего 30 млн руб. прибыли. Кроме того, на указанных грузовых дворах нет современной складской инфраструктуры, они размещены преимущественно в центральной части города с плотной застройкой и недостаточной улично-дорожной сетью, добавляет представитель стройкомплекса Москвы.

Надобности в грузовых дворах, занимающих столь обширные территории, нет, считает управляющий партнер Colliers International Николай Казанский. По его словам, эти земли скорее представляют инвестиционный интерес. Территории бывших грузовых дворов будут ориентированы на обеспечение нужд города, в том числе там возможны проекты комплексного развития территорий, говорит представитель стройкомплекса Москвы.

В материалах Аналитического центра при правительстве РФ («Ведомостям» удалось с ними ознакомиться) отмечается, что уже подготовлены проекты редевелопмента трех площадок: Москва-Рижская (предположительная площадь строительства – 500 000 кв. м), Москва-Смоленская (125 500 кв. м) и Москва-Ярославская (440 000 кв. м). По оценке Knight Frank, застройка Москвы-Смоленской может потребовать 3,2–4 млрд руб. инвестиций, Москвы-Рижской – 25–30 млрд руб., Москвы-Ярославской – 20–25 млрд руб. В перспективе будет реорганизована и часть грузового двора Павелецкая, сказано в документе.

Земельные участки, на которых расположены грузовые дворы, находятся в федеральной собственности, ими распоряжается ОАО «РЖД», уточнил Ликсутов. Вместе с тем, по его словам, город будет принимать непосредственное участие в утверждении проектов планировки территории. Представитель РЖД не стал комментировать тему с редевелопментом грузовых дворов.

Проекты планировок ни по одному двору еще не утверждены, заявил представитель Москомархитектуры. Подготовленный ранее «Моспроектом-2» проект реорганизации грузового двора Москва-Смоленская включал территорию в 35,8 га (в том числе 6,51 га грузового двора). Здесь предлагалось разместить инновационный центр площадью 95 000 кв. м, гостиницу и апарт-отель на 400 номеров. Разработанный НИиПИ генплана проект планировки двора Москва-Рижская охватывал территорию в 50,8 га. Он предполагал сохранить около 16 объектов, в том числе здание Рижского вокзала, художественное училище и т. д., озеленить почти 6 га территории, а 10 га отдать под развитие транспортной инфраструктуры.