Ozon арендовал крупный логопарк на востоке Подмосковья вместо Aliexpress

Это крупнейшая сделка на рынке складов в 2022 году
Андрей Гордеев / Ведомости

Ozon договорился с региональным девелопером «Адва» об аренде у него порядка 100 000 кв. м в логопарке «Обухово», который строится на Горьковском шоссе на востоке Подмосковья. Об этом «Ведомостям» рассказали три консультанта, работавших с этим объектом. Представитель Ozon эту информацию подтвердил. По его словам, компания заключила сделку с «Адва» в самом конце 2022 г. Общая площадь комплекса, который займет интернет-ритейлер, составила 110 000 кв. м. Ввод его в эксплуатацию запланирован на вторую половину этого года

Представитель «Адва» на запрос «Ведомостей» не ответил.

Изначально одним из арендаторов логопарка «Обухово» должен был стать маркетплейс Aliexpress. В начале 2022 г. компания договорилась с девелопером проекта снять тут 180 000 кв. м под расширение своего бизнеса. Но уже осенью она скорректировала свои планы до 40 000–60 000 кв. м, рассказывали тогда консультанты. Они объясняли такое решение изменением стратегии развития у Aliexpress и сложностями с доставкой товаров в Россию. Теперь маркетплейс, судя по всему, решил полностью отказаться от аренды в «Обухово», указывают два консультанта.

Представитель Aliexpress на запрос «Ведомостей» не ответил.

Сумму сделки стороны не раскрывают. Ставка аренды в этом месте может составлять порядка 5500–6000 руб. за 1 кв. м в год, говорит партнер NF Group Константин Фомиченко. Руководитель департамента по работе со складскими и производственными помещениями IBC Real Estate Евгений Бумагин говорит о 5700–6000 руб. Таким образом, Ozon ежегодно будет платить за площади в «Обухово» около 605–660 млн руб.

Ozon – один из крупнейших маркетплейсов в России. По итогам III квартала 2022 г. продажи товаров через торговую площадку компании составили 188,1 млрд руб. – это на 74% больше, чем было годом ранее. Количество заказов за этот период у нее увеличилось на 91% до 107,5 млн единиц, количество активных покупателей – на 54% до 32,7 млн. Крупнейшие акционеры компании – АФК «Система» и фонд Baring Vostok.

На фоне санкций многие компании стали чаще работать с маркетплейсами, которые нашли возможность ввозить различный товар альтернативными путями, говорит Бумагин. В свою очередь Ozon как онлайн-ритейлер, по его словам, стал закупать впрок продукцию тех категорий, по которым был дефицит. Для хранения таких запасов требуются дополнительные площади, в связи с чем у него возникла потребность в наращивании складских мощностей, резюмирует эксперт.

Выбор «Обухово» опрошенным «Ведомостями» консультантам кажется оправданным. Директор «Ricci|Склады» Дмитрий Герастовский указывает, что сейчас на складском рынке найти сразу 100 000 кв. м в одном месте непросто. Этот же логопарк изначально строился под Aliexpress, который также работает на рынке электронной коммерции, отмечает региональный директор департамента складской недвижимости Nikoliers Виктор Афанасенко. По его словам, у игроков одного сегмента требования к проектам такого типа близки. Кроме того, сделка с «Адва» позволит Ozon развить свой логистический портфель на восточном направлении, сейчас там у компании сравнительно немного площадей, рассуждает Фомиченко. Также «Обухово» имеет хорошее расположение, отмечает старший директор отдела складской и индустриальной недвижимости CORE.XP Антон Алябьев. Объект, по его словам, выходит прямо на Горьковское шоссе и находится всего в 30 км от МКАД.

Аренда Ozon площадей в «Обухово» – крупнейшая сделка на рынке складов в 2022 г. В прошлом году «Сберлогистика» договорилась с группой «Адамант» об аренде у нее 96 000 кв. м. в логопарке «Армада парк» в Санкт-Петербурге. Кроме того, тот же Ozon должен был снять по 80 000 кв. м в комплексах «Софьино» на Новорязанском шоссе, «PNK парк Жуковский» на юго-востоке области и «Ориентир-Юг» в деревне Гривно.

Объем сделок на складском рынке Московского региона по итогам 2022 г. составил 1,5 млн кв. м, что в 1,8 раза ниже рекордного показателя предыдущего года, говорит Алябьев. Доля свободных площадей, по его словам, вернулась к уровню 2020 г., сейчас она составляет 2,6% от общего предложения.