Лучшие системы общественного транспорта нашли в Казани и Екатеринбурге
Свое исследование представил Институт экономики транспорта НИУ ВШЭЭксперты Института экономики транспорта и транспортной политики факультета городского и регионального развития ВШЭ выявили лучшие системы пассажирского транспорта: такие оказались в Казани, Екатеринбурге, Новокузнецке, Новосибирске, Ижевске, Перми и Нижнем Новгороде. Худшие – в Махачкале, Благовещенске, Якутске, Нальчике, Воронеже, Тольятти, Южно-Сахалинске, Чите, Улан-Удэ, Твери, Курске, Орле и Тюмени. Об этом говорится в исследовании «Транспортные системы городов России. Современное состояние и перспективы развития», с которым ознакомились «Ведомости». Эксперты анализировали состояние общественного транспорта в 50 городах с населением от 145 000 до 1,6 млн жителей. Москва и Санкт-Петербург в расчет не брались.
В России, напомнил декан факультета городского и регионального развития ВШЭ, бывший сотрудник администрации президента Евгений Михайленко, есть методика оценки эффективности губернаторов, которая включает такой компонент, как «развитие общественного транспорта», – он оценивается по социологическим данным. «Мы же решили проанализировать работу общественного транспорта с акцентом на статистике, а не на общественном мнении», – рассказал Михайленко.
Эксперты ВШЭ разработали критерии для оценки состояния систем общественного транспорта. Автобусы и троллейбусы оценивали, в частности, по критерию вместимости. «Чем в городе больше автобусы, тем лучше, поскольку туда помещаются коляски, большое количество пассажиров, они удобны для маломобильного населения», – объясняет эксперт ВШЭ Павел Зюзин. К примеру, по этому критерию лучшие города – это Череповец и Казань, там в среднем в автобусах больше 100 мест. Худшая ситуация в Махачкале – здесь большое количество микроавтобусов.
Второй критерий – это выделенные полосы и обособленные трамвайные линии, которые нужны, чтобы общественный транспорт не стоял в пробках, говорит Зюзин. Лучшая трамвайная сеть во Владивостоке, худшая – в Ростове-на-Дону, говорится в исследовании. С выделенными полосами для автобусов из оцениваемых регионов лучше всего дело обстоит в Казани и Красноярске – «это наследие универсиад», говорит Зюзин, а хуже всего в Орле и Томске.
Задублированность маршрутной сети – еще один критерий. Он показывает, сколько на одной улице в центре города может быть маршрутов: например, в Курске в центре города 61 маршрут дублирует друг друга, а это значит, что «неважно обстоит дело с планированием», отмечает Зюзин.
Важный момент – востребованность транспорта, т. е. пассажиропоток, говорит эксперт: «В России статистика пассажиропотока не ведется. Поэтому мы мерили транспортное предложение – сколько мест общественный транспорт предлагает в час пик на 1000 человек». Лучше всего ситуация в Петропавловске – 143 места в общественном транспорте в час пик на 1000 человек, худшая – в Нальчике, где лишь 22 места на 1000 человек. Последний критерий – это доля электротранспорта, т. е. метро, трамваев и троллейбусов, говорит Зюзин: «По этому критерию лучшая ситуация в Магнитогорске, Екатеринбурге и Новосибирске». А вот в таких городах, как Якутск, Южно-Сахалинск, Тюмень, Тверь и др., электротранспорта нет.
В исследовании не анализировался возраст автопарка, поскольку если транспорт содержать в хорошем состоянии, то возраст не влияет на его качество, говорит Зюзин.
«Людям не так важно, на каком автобусе они едут. Самый негативный момент связан с ожиданием автобуса», – говорит автоэксперт Петр Шкуматов. Например, в Воронеже или Махачкале старый автопарк, но можно из одной точки быстро добраться до другой, считает он.
Логично, что такие города, как Казань и Екатеринбург, заняли первые места в рейтинге, а Махачкала и Нальчик в самом конце, говорит председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин: «Первые – это крупные города с наличием ресурсов, где невозможно без транспортной инфраструктуры, а последние в числе самых бедных». Если говорить о развитии общественного транспорта в России, то нельзя его вырывать из контекста – нужно думать в целом о транспортной инфраструктуре, считает эксперт.