Эксперты за признание гражданских жен погибших участников спецоперации супругами

Ранее Совет Думы принял решение создать рабочую группу по обсуждению инициативы
Совет по кодификации под руководством Павла Крашенинникова поддержал решение упростить жизнь близких участников/ Антон Новодережкин / ТАСС

Совет при президенте по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства поддержал с замечаниями законопроект, который предлагает судам устанавливать факт брачных отношений между гражданскими супругами, если один из них погиб в ходе специальной военной операции на Украине. Об этом говорится в экспертном заключении совета, с которым ознакомились «Ведомости». Такой законопроект в Госдуму 30 января внесли депутат Павел Крашенинников (он занимает также пост председателя Совета по кодификации. – «Ведомости»), первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак и сенатор Андрей Клишас.

Законопроект предлагает поправки в Гражданский кодекс. Согласно им, если одно из лиц, фактически состоявших в брачных отношениях, погибло, признано безвестно отсутствующим или объявлено умершим в связи с участием в специальной военной операции, либо «в связи с проживанием или временным пребыванием» на территории ее проведения, другое лицо вправе установить факт состояния в брачных отношениях в судебном порядке по правилам особого производства. Этот факт может быть установлен, если мужчина и женщина проживали совместно не менее трех лет (или не менее года при наличии общего ребенка) и вели общее хозяйство. Это означает, что в решении суда указывается, с какого момента эти лица признаются состоявшими в браке. Проект разработан «с целью защиты интересов членов «фактической» семьи военнослужащих, принимавших участие и погибших во время специальной военной операции», и обеспечения им финансовой поддержки со стороны государства, говорится в пояснительной записке.

В экспертном заключении говорится, что идея о «возможной конвалидации (в данном случае признание брака. – «Ведомости») отношений конкубината (гражданского супруга)» имеет право на существование, в частности, она была в советском праве. Статья 3 Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. устанавливала, что лица, фактически состоящие в брачных отношениях, не зарегистрированных установленным порядком, вправе во всякое время оформить свои отношения путем регистрации, с указанием срока фактической совместной жизни.

Президентские эксперты отмечают, что надо уточнить состав участников, чьи отношения регулируются проектом закона. В частности, они отмечают, должны ли подпадать под действие лица, указанные в ст. 23 и 24 ГК РФ – граждане, участвующие в спецоперации на территории Украины, новых территорий, прилегающих к ним территориях, в качестве лиц, проходивших военную службу, контрактники, тамошние сотрудники правоохранительных органов и другие лица, выполняющие там служебные обязанности, а также «граждане проживающие или временно находившиеся на указанных территориях».

В отношении последней категории содержится условие, что гибель должна произойти «в связи с проживанием или временным пребыванием» на территориях осуществления спецоперации. Эта формулировка может иметь двоякое толкование, поэтому надо указать – это те, кто там проживает или пребывает и умер, к примеру, по естественным причинам, или те, кто умер в ходе военных или оборонительных действий. Либо убрать упоминание «о проживании или временном пребывании как причине гибели и четко указать, что речь идет только о лицах, погибших, или пропавших без вести, или объявленных умершими в результате проведения боевых действий». Правда, все равно остается проблема, что человек может погибнуть, например, как от снаряда в ходе боевых действий, так и от сердечного приступа из-за этого снаряда.

При доработке проекта эксперты считают нужным указать на недопустимость установления факта состояния в брачных отношениях, в случае, если заявитель или погибший состоят или состояли в браке с иными лицами. «Иное нарушило бы принцип моногамии, который сложился в отечественном праве исторически и не перестал быть актуальным для нашего правопорядка», – говорится в заключении. Также проект должен предусматривать проверки судом всех условий вступления в брак – в частности, соблюдение требования ст. 12–14 Семейного кодекса (взаимное согласие, брачный возраст с 18 лет, при особых обстоятельствах с 16 лет, запрет на брак между родственниками, теми, кто уже состоит в браке, и др.).

Законопроект вызвал споры в Госдуме. В связи с этим по итогам заседания совета нижней палаты 19 февраля было принято решение создать рабочую группу во главе с первым вице-спикером Александром Жуковым по этому законопроекту. Было принято решение до конца марта рабочей группе подготовить предложения по законопроекту. Крашенинников говорил на Совете по кодификации 27 февраля, что инициативу могут принять уже во время весенней сессии. «У нас есть дискуссии, есть оппоненты, которые говорят, что мы легализуем фактически брачные отношения. Мы их не легализуем. Этих отношений нет, потому что человек погиб. Мы заботимся о тех семьях, которые остались. <...> Мы стараемся убедить коллег. Понимаем, что, скорее всего, во втором чтении у нас будут поправки. Надеемся, что в весеннюю сессию законопроект будет принят», – говорил Крашенинников (цитата по ТАСС).

В поручении президента от 14 января по итогам заседания с Советом по правам человека, которое состоялось 4 декабря 2023 г., говорилось, что правительство должно представить предложения о мерах поддержки жен погибших участников спецоперации и «женщин, которые не заключили брак с такими лицами, но совместно проживали с ними, вели общее хозяйство либо имеют общих детей».