"Евросеть" установила рекорд рентабельности

Снижение стоимости аренды помогло «Евросети» добиться в IV квартале рекордной рентабельности по EBITDA – 16,3%. Еще в начале года у ритейлера был убыток по этому показателю

Резкое повышение эффективности бизнеса Малис объясняет набором из нескольких факторов, но основной – в 2009 г. «Евросеть» почти вдвое сократила издержки. В частности, на аренду торговых помещений и складов, которые в кризис серьезно подешевели. Также компания провела масштабные сокращения персонала (уволила 4000 офисных сотрудников), оптимизировала логистику и договорилась с вендорами о значительных (до 5%) скидках на телефоны, продолжает Малис. Плюс к этому примерно на 20% увеличились доходы от комиссии за подключение абонентов «Мегафона» и «Вымпелкома».

В IV квартале 2009 г. выручка «Евросети» составила 15,8 млрд руб., а EBITDA – 2,57 млрд руб. Таким образом, рентабельность компании по EBITDA достигла рекордных для отрасли сотового ритейла 16,3%, сообщила «Евросеть». В предыдущие годы, согласно заявлениям тогдашнего руководства «Евросети», она не превышала 2–3%.

В целом за год выручка «Евросети» (МСФО) сократилась на 29,7% до 55,5 млрд руб., снизился и объем продаж телефонов – с 12,3 млн до 9,38 млн штук. Зато EBITDA компании составила 4,41 млрд руб. Годом ранее этот показатель был отрицательным – 3,46 млрд руб. В 2009 г. «Евросеть» получила и чистую прибыль – также впервые за много лет, обратил внимание президент «Евросети» Александр Малис. Назвать ее размер он, правда, отказался.

И 16%, и даже 8% (средняя рентабельность «Евросети» по EBITDA за прошлый год) – очень высокие показатели для сотового ритейла, обычно это максимум 4–5%, констатирует ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Среди факторов он выделяет именно падение цен на аренду недвижимости – в 2009 г. оно составило 30–50%.

Владелец основного конкурента «Евросети», группы «Связной», Максим Ноготков сомневается, что «Евросети» удастся долго сохранять рентабельность выше рынка. Показатели «Связного» он не раскрывает, а успехи «Евросети» объясняет исключительно сезонным фактором. Даже на Западе, где салоны связи продают помимо телефонов и контрактов еще и разнообразные услуги, максимальная рентабельность – 12%, говорит Ноготков. У «Евросети» же этот показатель в условиях высококонкурентного рынка будет колебаться в пределах 4–8%, считает он.