Технологии
Бесплатный
Олег Сальманов
Статья опубликована в № 2542 от 11.02.2010 под заголовком: Кодекс МТС

МТС предложил отрасли Инфокоммуникационный кодекс

МТС предлагает Минкомсвязи разработать кодекс, объединяющий все нормативные акты, регулирующие связь, СМИ и информацию. Одна из целей – устранить несоответствия между отраслевым и смежным законодательством
С.Николаев

О предложении МТС рассказал вчера на организованной Минкомсвязи конференции вице-президент оператора Михаил Герчук. С точки зрения юридического восприятия это должен быть документ такого же уровня, как Гражданский, Градостроительный или Земельный кодексы, сказал он. Недавно Инфокоммуникационный союз направил в Минкомсвязи доклад, содержащий в том числе это предложение, добавил «Ведомостям» вице-президент МТС по правовым вопросам Руслан Ибрагимов (МТС – один из участников союза, а Ибрагимов – руководитель проекта союза «Доктрина» по созданию инфокоммуникационного кодекса). Официальной реакции министерства, по его сведениям, пока нет.

Заместителю министра связи и массовых коммуникаций Науму Мардеру о предложении МТС известно. Отраслевое законодательство нужно менять, признает он, но сводить все нормы в кодекс очень трудоемкая задача. Ибрагимов с этим не спорит: создание кодекса может занять от года до трех. Но кодекс – акт большей юридической силы, чем федеральный закон (например, действующий закон «О связи»), и вдобавок это акт прямого юридического действия, объясняет он. Для телекоммуникационной отрасли необходимо, чтобы смежное законодательство учитывало ее особенности, продолжает Ибрагимов, а у Минкомсвязи нет прямого влияния на смежное законодательство. В результате, например, перевод земли, на которой планируется поставить вышку, из «сельскохозяйственной» категории в категорию «связи» занимает год и более, сетует он. Другой пример: Градостроительный кодекс приравнивает сооружения связи, размещенные в черте города, к особо опасным объектам, что значительно удлиняет сроки их сооружения. А банковское законодательство обязывает оператора получать банковскую лицензию, чтобы его абоненты могли оплачивать со своего мобильного счета услуги ЖКХ, штрафы и т. д. Из-за особенностей смежного законодательства операторы не могут даже продавать дотированные телефоны (снижать их цену в обмен на обещание абонента пользоваться услугами установленное время): закон о защите прав потребителя запрещает продавать товар или услугу в привязке к другой услуге, напоминает Ибрагимов.

Проблема согласования смежных законодательных актов со связистскими крайне актуальна, соглашается координатор рабочей группы по разработке законодательства при Ассоциации документальной электросвязи Алексей Рокотян. Создание кодекса – один из путей ее решения, считает он.

Ныне действующее законодательство готовилось в других условиях развития отрасли, объясняет Ибрагимов. Сейчас оно носит ярко выраженный технологический характер, а нужно, чтобы, имея лицензию на предоставление услуги, оператор мог использовать любую технологию, т. е. оно должно быть технологически нейтральным и открытым для инноваций, считает он. С этим Мардер согласен. Переход от технологичного законодательства к общеправовому регулированию повысит и качество судебных решений, считает Ибрагимов: сейчас судьям часто сложно вникнуть в отраслевое законодательство, ведь оно написано как техническая инструкция.

Впрочем, в ряде случаев судам все-таки удается разобраться в этих технических деталях. Например, в 2005–2008 гг., когда Федеральная налоговая служба пыталась доначислить операторам налоги на укрытые, по ее мнению, доходы от пропуска чужого трафика, операторам удалось успешно оспорить в суде все эти претензии. Они доказали, что отраслевое законодательство допускает взаимозачеты таких платежей.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать