Интернет-компании в России просят снять с них ответственность за пользователей

Правообладателей хотят убедить работать в России как во всем мире, а не привлекать к ответственности провайдеров за контент, размещенный пользователями.
ИТАР-ТАСС

Гендиректора работающих в России интернет-компаний обратились к правообладателям и законодателям с предложением урегулировать вопросы ответственности интернет-компаний за пользовательский контент. Под обращением стоят подписи руководителя "Google Россия" Владимира Долгова, Mail.Ru - Дмитрия Гришина, «В контакте» - Павла Дурова, объединенной компании «Афиши» и Rambler - Николая Молибога и «Яндекса» - Аркадия Воложа.

В российском законодательстве нет четкого определения, кто и при каких условиях должен нести ответственность за нарушение прав правообладателей при размещении контрафакта на интернет-сервисах, говорится в обращении. При этом в Европе, США и других странах вопрос ограничения ответственности посредников в таких ситуациях был решен еще более десяти лет назад. В России же все чаще правообладатели пытаются привлекать к ответственности не тех, кто размещает контент, а интернет-компании, предоставляющие такую возможность.

Интернет-компании предлагают правообладателям придерживаться схемы, аналогичной мировой практике. По ней интернет-сервис при получении уведомления от правообладателя о нарушении его прав с указанием точной ссылки на спорный материал временно блокирует доступ к нему, после чего информирует об этом пользователя, разместившего контент. Тот в случае несогласия может прислать встречное уведомление, перестав тем самым быть анонимным. После чего сервис направляет данные о пользователе правообладателю и снимает блокировку до решения спора между правообладателем и пользователем в суде.

Таким образом, ответственность интернет-компании за нарушение прав интеллектуальной собственности наступает, если реакции на уведомление не последовало или она была несвоевременна. Такую практику реагирования на жалобы, как критерий ответственности интернет-сервисов, подписавшие обращение руководители просят закрепить на уровне законодательства.

Напомним, что в сентябре испанский суд признал, что Google не несет ответственности за нарушение пользователями YouTube прав интеллектуальной собственности, так как физически невозможно контролировать легальность всех размещенных на сайте материалов. Иск к Google подал испанский телеканал Telecinco за размещение на YouTube принадлежащих ему программ.