МТС обошла «Мегафон» на рынке допуслуг

В I квартале 2011 г. МТС вернула себе первое место на рынке неголосовых услуг связи (VAS), опередив «Мегафон». Во многом это произошло за счет активного строительства сети третьего поколения и предоставления услуг мобильного интернета
Д.Гришкин

По итогам I квартала 2011 г. объем рынка VAS-услуг в России составил $1,51 млрд, увеличившись на 22,4% по сравнению с аналогичным показателем 2010 г., говорится в отчете AC&M-Consulting. На МТС пришлось 33% доходов, а на «Мегафон» и «Вымпелком» – 32 и 27% соответственно (на региональных операторов – оставшиеся 8%). МТС вернула себе первое место на рынке VAS-услуг через полгода после того, как в III квартале 2010 г. ее опередил «Мегафон», отмечает партнер AC&M-Consulting Оксана Панкратова.

ОАО «Мобильные телесистемы» (МТС)

Оператор связи. Акционеры: АФК «Система» – 50,8%, 37,6% акций торгуется на NYSE, 11,6% – на ММВБ. Капитализация – $18,53 млрд. Финансовые показатели (US GAAP, 2010 г.): выручка – $11,29 млрд, чистая прибыль – $1,38 млрд.

«Мегафон» остается крупнейшим оператором мобильного интернет-доступа, на котором сотовые компании в январе – марте 2011 г. заработали $585,7 млн (+45,7%). Но МТС постепенно сокращает отставание от лидера, отмечает Панкратова. Если в IV квартале 2010 г. на «Мегафон» приходилось 39% выручки от мобильного интернета, а на МТС – 32%, то уже в I квартале 2011 г. доля «Мегафона» сократилась до 38%, а МТС, наоборот, увеличилась до 34%. В январе – марте 2011 г. доходы МТС от услуг мобильного интернета выросли примерно на 20% по сравнению с предыдущим кварталом, а «Мегафона» – лишь на 10%, объясняет Панкратова. Это связано с тем, что МТС, отстававшая от конкурента, в последние полгода активизировала строительство сетей сотовой связи третьего поколения (3G).

В конце 2010 г. у МТС было 6955 станций 3G, а за I квартал 2011 г. их количество увеличилось более чем на треть, говорит представитель оператора Валерий Кузьменко. К тому же за это время в розничной сети МТС значительно выросли продажи устройств, генерирующих интернет-трафик, добавляет она: продажи USB-модемов выросли в 2,1 раза, а смартфонов – в 2,6 раза. В 2011 г. МТС планирует как минимум удвоить число базовых станций третьего поколения в России, направив на эти цели около 80% капзатрат (общий объем не раскрывается).

А у «Мегафона» уже сейчас вдвое больше 3G-станций – более 20 000, отмечает его представитель Юлия Дорохина. В этом году компания намерена вложить в инфраструктуру не меньше, чем в прошлом, когда она инвестировала в развитие 3G-сети 63 млрд руб. Разрыв с МТС в целом по рынку неголосовых услуг незначительный – лишь 1 п. п., или около 400 млн руб. И усилия «Мегафона» направлены на удержание лидерства в передаче данных и увеличение доли в сегменте контентных услуг, добавляет Дорохина.

«Вымпелком» до последнего времени консервативно относился к инвестициям в сеть, поэтому и отстает от конкурентов по доле рынка неголосовых услуг, отмечает его пресс-секретарь Анна Айбашева. Но в конце I квартала 2011 г. компания уже вернулась к нормальным темпам инвестиций и стала более активно продавать услуги мобильного интернета, а также соответствующее брендированное оборудование.