Технологии
Бесплатный
Ксения Болецкая
Статья опубликована в № 2950 от 30.09.2011 под заголовком: Дорогой экран

Кинотеатры заставили перейти на цифру

Почти половина кинозалов в России уже оснащена цифровыми проекторами. Сначала кинотеатры переходили на цифру из-за модного 3D, теперь на них давят прокатчики – цифровая дистрибуция фильмов гораздо выгоднее пленочной
ИТАР-ТАСС

На 1 сентября в России работало 1226 цифровых залов, что на треть больше, чем в конце 2010 г., подсчитала исследовательская компания «Нева Research». Всего в стране действует 2564 современных кинозала. Получается, цифровыми кинопроекторами к началу осени оснащена почти половина из них.

Только за последний год (с июля 2010 г. по июнь 2011 г.) киносети потратили на открытие новых залов и модернизацию существующих 5,5 млрд руб., подсчитали аналитики «Нева Research». К концу следующего года на цифру перейдет около 70% залов, прогнозируют они, а к концу 2013 г. – практически все.

Первая волна массовой цифровизации кинотеатров началась летом 2009 г. Руководителям кинотеатров показали отрывки из «Аватара» Джеймса Кэмерона, показ которого планировался на конец того же года, и многие уже тогда решили, что фильм ждет большой успех. Специально под 3D-показ «Аватара» в России были переоборудованы сотни залов. Если в конце 2008 г. было 90 таких залов, то в конце 2009 г., перед премьерой, – уже 323. Ожидания кинотеатров оправдались: «Аватар» стал самым кассовым фильмом в истории, только в России он собрал $133 млн, из них $78,3 млн фильм заработал в 3D-залах. Билеты на 3D-сеансы стоят в 1,5–2 раза дороже, чем на обычные, и привлекают состоятельную аудиторию, объясняли тогда преимущества трехмерных показов руководители кинотеатров. В прошлом году 3D-премьеры следовали одна за другой. Из-за массового спроса на цифровые проекторы летом прошлого года даже возник дефицит, кинотеатры были вынуждены ждать поставок по несколько месяцев.

Теперь у кинотеатров появился еще один резон покупать цифровые проекторы. «Самая главная причина перехода на цифру – доступ к хорошему репертуару, – объясняет руководитель проекта «Кино сити» Эдуард Пичугин. – Прокатчики не хотят печатать пленочные копии, часть фильмов уже не выходит на пленке». К примеру, только в цифре вышел в начале сентября фильм «Два дня» режиссера Дуни Смирновой (прокатчик – «Централ партнершип», ЦПШ). Летом президент ЦПШ Марк Лоло пообещал, что в следующем году 90% копий, выпущенных компанией, будут цифровыми. Так дешевле: если себестоимость пленочной копии – $1000, то цифровой – всего $100, объясняет он. ЦПШ уже передавала копии фильма по интернету, если такой способ станет массовым, снизится и стоимость логистики, добавляет Лоло.

Кинотеатрам, правда, так не дешевле, а дороже: цифровые проекторы обходятся гораздо дороже пленочных. Комплект для показа 3D-фильма стоит около $100 000, а пленочный проектор можно купить за несколько тысяч долларов, рассказали «Ведомостям» представители нескольких киносетей.

Но с прокатчиками спорить трудно. Зарубежные студии грозятся, что со следующего года будут выпускать фильмы для России только на цифровых копиях, говорит директор по маркетингу «Киномакса» Мария Катанова. «Нам это не слишком нравится, потому что цифровые проекторы окупаются гораздо дольше, чем пленочные, и мы добиваемся, чтобы у нас было больше времени на такой переход», – заключает она.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать