МТС удачно аутсорсила управление своей сотовой сетью

Эксперимент МТС, первой среди российских операторов отдавшей сеть мобильной связи в управление стороннему подрядчику, оказался успешным. За год, в течение которого сетью МТС в Центральном федеральном округе управляла Nokia Siemens Networks, затраты на ее эксплуатацию сократились на 20%
А.Махонин

Доходное управление. 40-50%

выручки Nokia Siemens приходится на сервисы, говорил гендиректор компании Раджив Сури в интервью «Ведомостям» около года назад.

ОАО «Мобильные телесистемы» (МТС)

Оператор мобильной и фиксированной связи. Акционеры: АФК «Система» – 52,8%, 46,7% акций торгуется на NYSE и ММВБ. Капитализация – $12,31 млрд. Выручка (US GAAP, 2010 г.) – $11,29 млрд. чистая прибыль – $1,38 млрд.

Nokia Siemens Networks

Производитель оборудования. Совладельцы: Nokia и Siemens (по 50%). Финансовые показатели (2010 г.): выручка – 12,7 млрд евро, операционный убыток – 686 млн евро.

В сентябре 2010 г. стартовал пилотный проект МТС – компания отдала сеть в 16 регионах Центрального федерального округа (ЦФО) в управление производителю телекоммуникационного оборудования Nokia Siemens Networks (NSN). По прошествии года МТС оценила результаты эксперимента и сочла его успешным, рассказала пресс-секретарь компании Валерия Кузьменко: МТС сократила расходы на обслуживание сети и добилась улучшения ее технических параметров.

Эксплуатационные расходы удалось сократить примерно на 20%, говорит Кузьменко. Крупный оператор ежегодно тратит на содержание сети в таком округе, как ЦФО, 250–300 млн руб., оценивает источник в российской телекоммуникационной компании. Оператору сотовой «большой тройки» обслуживание инфраструктуры (без учета возможных скидок) может обходиться в 400–500 млн руб. в год, говорит технический специалист одной из сотовых компаний. То есть экономия МТС могла составить 50–100 млн руб.

Кузьменко эти расчеты не комментирует, но говорит: теперь МТС планирует перевести на аутсорсинг эксплуатацию сетей еще в двух федеральных округах.

У NSN большой опыт управления сетями операторов. По данным компании, у нее 350 таких контрактов, в общей сложности под управлением NSN 650 млн абонентов. Результаты проекта с МТС компания оценивает положительно, говорит представитель NSN.

У «Мегафона» некоторые филиалы тоже передали на аутсорсинг обслуживание пассивных элементов инфраструктуры: антенно-мачтовых сооружений, волоконно-оптических линий связи, говорит его представитель Карен Асоян. По его словам, «Мегафон» готовит опытную зону на базе Центрального филиала, чтобы отработать модель передачи на аутсорсинг всей технологической инфраструктуры. Но уже сейчас за техподдержку инженерной инфраструктуры сети и аварийно-восстановительные работы в Центральном филиале отвечает Huawei, говорит Асоян (представитель Huawei это подтвердил).

«Вымпелком» рассматривает разные варианты аутсорсинга, говорит его пресс-секретарь Анна Айбашева. Строительством сети уже давно занимается генеральный подрядчик, а ее эксплуатацию также можно было бы доверить кому-то из поставщиков оборудования, считает она.