Статья опубликована в № 3002 от 14.12.2011 под заголовком: Сэкономят на троих

Последний оператор "большой тройки" снижает комиссии платежным агентам

«Мегафон» вслед за МТС и «Вымпелкомом» снижает комиссию за прием платежей для владельцев терминалов. Это может повысить рентабельность «Мегафона», снижавшуюся с начала 2011 г. в том числе и из-за увеличения вознаграждения платежным агентам
В.Филонов / МТ
Мобильные две трети. 426

млрд руб. составил оборот российского рынка моментальных платежей в первом полугодии 2011 г. (данные НАУЭТ). На услуги сотовой связи пришлось 67% – на 11 п. п. меньше, чем годом ранее.

ОАО «Мегафон»

Оператор мобильной и фиксированной связи. Акционеры – TeliaSonera (43,8%), «АФ телеком холдинг» Алишера Усманова (31,1%), Altimo (25,1%). Финансовые показатели (US GAAP, 2010 г.): выручка – 215,5 млрд руб., чистая прибыль – 49,17 млрд руб.

С 1 февраля 2012 г. «Мегафон» снизит вознаграждение агентам, взимающим с абонентов оператора комиссии за пополнение счета, рассказали «Ведомостям» сотрудник одной из платежных систем и представитель крупного сотового ритейлера. По их информации, ставка вознаграждения для таких партнеров уменьшится с 1 до 0,1% от суммы транзакции; для тех агентов, кто не берет с плательщика комиссию, «Мегафон» сохранит вознаграждение на нынешнем уровне в 2%. Пресс-секретарь «Мегафона» Юлия Дорохина подтвердила: с 1 февраля 2012 г. оператор снижает вознаграждение партнерам по приему платежей, взимающим внешнюю комиссию. Деталей она не уточнила.

Конкуренты «Мегафона» снизили вознаграждение для платежных партнеров еще летом 2011 г.: МТС снизила ставку с 1 до 0,3% от суммы транзакции (а с конца сентября она еще уменьшилась до 0,1%), «Вымпелком» – с 1 до 0,1%. Уменьшение ставки вознаграждения позволило МТС сократить общие расходы, говорит ее представитель Валерия Кузьменко. А «Вымпелком» следует стратегии по продвижению более дешевых и простых способов оплаты, отмечает его пресс-секретарь Анна Айбашева.

«Мегафон» долго не спешил следовать их примеру. В августе – сентябре 2011 г. он провел совместную акцию с платежной системой Qiwi, во время которой пользователи терминалов Qiwi не платили комиссии, пополняя счет в «Мегафоне». Как компании рассчитывались между собой, они не раскрывали. А партнеры «Мегафона» рассказывали, что владельцы подключенных к Qiwi терминалов во время акции получали от платежной системы и оператора повышенное вознаграждение – чуть более 4,5% от суммы транзакции против 1% ранее.

Щедро награждая партнеров, «Мегафон» пожертвовал собственной рентабельностью: в III квартале 2011 г. его показатель OIBDA margin составил 41,9% против 46,1% годом ранее и 43,1% во II квартале 2011 г. Такое снижение оператор объяснил в том числе «существенным увеличением» дилерских комиссий и комиссий за прием платежей от абонентов. И в самом деле, расходы «Мегафона» на вознаграждение платежных агентов выросли в III квартале 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 65% до 1,8 млрд руб. (во II квартале 2011 г. они составляли 1,11 млрд руб.).

Объем абонентских платежей в адрес МТС, «Вымпелкома» и «Мегафона» примерно одинаков, рассказывал ранее «Ведомостям» председатель комитета Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) Борис Ким. На «Мегафон» приходится в среднем 26% от общего оборота терминала, оценивает владелец одной из московских терминальных сетей. Выручка с терминала составляет, по его подсчетам, в среднем 5% от оборота, а после выплаты арендной платы снижается до 2%. После того как «Мегафон» снизит размер вознаграждения, выручка уменьшится на 0,3 п. п. и это станет чувствительным ударом для бизнеса, расстраивается предприниматель.

Операторы не скрывают, что готовы поступиться темпами роста выручки ради увеличения рентабельности бизнеса и, кроме того, заинтересованы в более качественных подключениях, напоминает аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович. Они стараются переместить как продажи контрактов, так и оплату услуг в собственные монобрендовые розничные сети и, соответственно, не заинтересованы стимулировать внешних дилеров и платежных агентов, рассуждает он.

Средний размер внешней комиссии терминалов за прием платежей в пользу сотовых операторов – около 6%; снижение внутренней комиссии на 1% вряд ли критично, считает президент Qiwi Ltd. Андрей Романенко. Представитель «Киберплат» от комментариев отказался.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать