Сотовые операторы начали дотировать продажи устройств

Российские сотовые операторы делают осторожные шаги по направлению к европейской модели рынка, при которой смартфон или другое устройство продается дешевле, но с контрактом. Пока что МТС и «Мегафон» предлагают покупателям смартфонов скидку на трафик
М.Стулов/ Ведомости

Похожая программа есть на Северо-Западе и у «Мегафона». Еще в июне 2011 г. оператор начал акцию, в ходе которой абонентам предоставляется два месяца бесплатного доступа в интернет при покупке смартфонов Samsung и один месяц при покупке практически любых других смартфонов. В середине апреля 2012 г. началась акция, по которой покупатель мобильного устройства в кредит получает скидку на оплату услуг связи – например, если кредит взят на 12 месяцев, скидка составит 15%, рассказала представитель Северо-Западного филиала «Мегафона» Людмила Чехова. Обе акции бессрочные. А в Новосибирске и Краснодаре, где «Мегафон» в конце апреля – начале мая начал предоставлять доступ к мобильной связи LTE через сеть «Скартела», абоненты получают на первые три месяца бесплатный доступ в интернет через купленные в розничной сети оператора модемы четвертого поколения.

Абонентам МТС, покупающим смартфоны в ее салонах в Петербурге, Ленинградской, Калининградской и Архангельской областях, в течение пяти месяцев после покупки на счет каждый месяц будет начисляться 200–1000 руб., рассказала «Ведомостям» представитель оператора Валерия Кузьменко. На таких условиях можно купить 16 моделей смартфонов от Apple, Samsung, Nokia и HTC. Таким образом МТС косвенно субсидирует покупателей смартфонов, не скрывает Кузьменко. Например, смартфон Samsung Galaxy S II стоит в рознице МТС 24 990 руб. – 4000 руб. из них оператор равными долями в течение пяти месяцев начисляет на счет абоненту.

Эксперимент, начатый на Северо-Западе в середине апреля, продлится до 31 июля и в случае успеха может быть распространен на всю Россию, говорит Кузьменко. Успешным проект признают, если продажи смартфонов вырастут на 20%, а доход от обслуживания абонентов будет выше бонуса, предоставленного оператором, рассказывает источник в розничной сети МТС. Цель эксперимента, объясняет Кузьменко, – стимулировать замену обычных телефонов на смартфоны и в конечном счете увеличить пользование дополнительными услугами. Это особенно актуально в условиях снижения темпов роста голосового трафика, увеличения возможностей сетей 3G, а в перспективе – запуска LTE. Владельцы «умных» телефонов пользуются приложениями и генерируют значительные объемы интернет-трафика, поэтому их средний счет в разы выше, чем у владельцев обычных телефонов (у МТС средняя выручка от абонента составила в 2011 г. 273 руб. в месяц). После пяти дотационных месяцев пользователю смартфона будет сложнее сменить оператора – есть масса дополнительных услуг, при подписке на которые регистрируется номер телефона: это сервисы мобильной коммерции, геолокационные сервисы, контентные услуги, рассказывает Кузьменко.

«Вымпелком» в 2011 г. в ряде регионов России продавал аппараты «Билайн А100» по 699 руб., при этом 600 руб. зачислялось на счет абоненту, вспоминает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Но тогда речь шла о разовой акции, указывает он.

В России напрямую субсидировать приобретение товаров и услуг запрещено (см. врез). А в США и большинстве европейских стран это стандартная практика. Абонент может получить телефон даже бесплатно, но при этом заключает срочный (как правило, на 12–24 месяца) контракт с оператором – по нему он должен ежемесячно платить сотовой компании определенную сумму за определенный набор услуг, рассказывает аналитик «ВТБ капитала» Виктор Климович. Даже если абонент выкинет sim-карту, оператор будет ежемесячно выставлять ему счет по договору.

Маркетинговая акция МТС – один из первых шагов к прямому субсидированию продажи телефонов: оператор восполняет бонус за счет того, что абонент пользуется услугами на большую сумму, уверен гендиректор информагентства Telecomdaily Денис Кусков. Срок окупаемости продаж телефонов с тарифными бонусами – 9–16 месяцев, знает источник в рознице МТС. С одной стороны, косвенно субсидируя покупку смартфонов, операторы действительно могут нарастить потребление дополнительных услуг, интернет-трафика и даже выручку, рассуждает Климович. С другой – такая практика может привести к фактическому снижению тарифов и негативно повлиять на EBITDA компаний, полагает он.