Темпы роста поискового трафика в рунете снижаются

В последние три месяца котировки «Яндекса» падали быстрее индексов российского фондового рынка. Инвесторы опасаются, что бизнес поисковика пострадает из-за снижения темпов роста поискового трафика в рунете, считают аналитики JPMorgan

Клименко убежден, что сверхдинамичное развитие интернета в мире закончилось – растет не абонентская база, а потребление контента. По его словам, быстрыми темпами растет только мобильный интернет, но в нем труднее зарабатывать и соцсетям, и поисковикам. В рунете темпы роста трафика уже замедлялись в конце 2007 – начале 2008 г., напоминает Манджиков, а потом последовал взрывной рост в 2009 г. Старший аналитик Альфа-банка Юлий Матевосов считает, что в падении котировок «Яндекса» виноват фондовый рынок, а не рунет: после скандального IPO Facebook инвесторы охладели к интернет-компаниям. Но котировки Mail.ru Group упали за это время примерно на 20% – в соответствии с рынком.

С начала апреля акции «Яндекса» подешевели на 34% – на 13 процентных пунктов больше снижения индекса MSCI Russia. Аналитик JPMorgan Алексей Гоголев в своем отчете «Реакция на данные Liveinternet за первое полугодие 2012 г.» связывает это падение с озабоченностью инвесторов снижением темпов роста поискового трафика в рунете по версии сервиса Liveinternet. По его данным, темпы роста за последний год стабильно снижаются: за III квартал 2011 г. объем поискового трафика вырос на 62% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, за IV квартал – на 55%, за I квартал 2012 г. – на 35% и за II квартал – на 20%.

Гоголев считает, что рунет достиг зрелости и темпы его роста снижаются. Правда, счетчик Liveinternet, по его мнению, все же предназначен для измерения долей интернет-ресурсов, а не общего объема поискового трафика. К тому же владельцы сайтов ставят счетчики добровольно и со временем число страниц со счетчиками может серьезно измениться, добавляет он. Статистику Liveinternet нельзя использовать для оценки динамики просмотров страниц с результатами поиска, соглашается представитель «Яндекса» Очир Манджиков.

Liveinternet обсчитывает 10 млрд просмотров страниц в день более чем от миллиона сайтов, уточняет основатель сервиса Герман Клименко. По его словам, каждый день сайты интернета устанавливают счетчики Liveinternet на 3000 новых страниц. «Аналитики были бы правы, если бы число страниц, с которых снимают счетчики, было бы сравнимо с новыми подключениями, но такого и близко нет», – возражает Клименко. Он считает, что Liveinternet отражает объем поискового трафика.