Статья опубликована в № 3362 от 10.06.2013 под заголовком: МТС поймала трафик

МТС превзошла конкурентов по темпам роста выручки от мобильного интернет-доступа

МТС начала пожинать плоды активного строительства 3G-сети. Ее доходы от мобильной передачи данных растут быстрее, чем у конкурентов, еще немного – и она догонит «Мегафон»
МТС рассчитывает приобщить большую долю абонентов, чем у конкурентов, к мобильному интернету
М. Стулов / Ведомости
Квартальные результаты. 2%

составил рост консолидированной выручки МТС в I квартале 2013 г. по сравнению с тем же периодом 2012 г. За вычетом Узбекистана (где МТС еще работала в I квартале 2012 г.) рост составил 6%. Показатель OIBDA прибавил 3%, за вычетом Узбекистана – 8%

5%

прибавила выручка МТС в России (в том числе от мобильного бизнеса – 7%), а показатель OIBDA увеличился на 6%. Для сравнения, российская выручка «Мегафона» в I квартале прибавила 7,5% (от мобильной связи – 6,8%), а «Вымпелкома» – те же, что и у МТС, 5%

ОАО «Мобильные телесистемы»

Оператор связи. Основной акционер – АФК «Система» (52,8%). Капитализация – $19,6 млрд. финансовые показатели (US GAAP, 2012 г.): выручка – $12,4 млрд, Чистая прибыль – $1 млрд.

Выручка МТС от передачи данных выросла в I квартале 2013 г. на 37,1% к уровню годичной давности и достигла 10,1 млрд руб., говорится в отчете компании. У конкурентов доходы от мобильного интернет-доступа росли гораздо медленнее: у «Мегафона» – на 22,5% до 10,5 млрд руб., у «Вымпелкома» – на 30,6% до 7,2 млрд руб.

Вот уже пять с лишним лет как лидером российского рынка мобильной связи по выручке от передачи данных является «Мегафон». Начало строительства сетей третьего поколения (3G) в России совпало с финансовым кризисом, и «Мегафон», в то время еще не плативший дивидендов и почти не бравший кредитов, оказался в лучшей форме, чем конкуренты, вынужденные серьезно сократить инвестиционные программы. Он воспользовался этим преимуществом для активного строительства 3G-сети и скоро обогнал конкурентов в сегменте мобильного интернет-доступа. Лишь к концу 2012 г. МТС превзошла «Мегафон» по числу базовых станций 3G – 28 500 и 28 000 соответственно (у «Вымпелкома» – 18 600). Это сказалось и на доле рынка по доходам от мобильной передачи данных: если в I квартале 2012 г. «Мегафон» был безусловным лидером в «большой тройке» с 40% (у МТС было 34,3%), то в январе – марте 2013 г. их доли почти сравнялись – 37,8 и 36,3% соответственно. Доля «Вымпелкома» за год практически не изменилась, увеличившись с 25,7 до 25,9%.

Доходы от мобильной передачи данных – один из основных ключевых показателей эффективности, по которым оценивается сейчас работа руководства МТС, говорит ее вице-президент по маркетингу Василь Лацанич. По его словам, МТС намерена приобщить к использованию data-сервисами большую, чем конкуренты, долю абонентов, а также добиться самого высокого уровня проникновения смартфонов в своей сети.

«Мегафон», по словам его пресс-секретаря Юлии Дорохиной, все еще заметно опережает конкурентов по выручке от передачи данных. Рынок растет двузначными темпами ежегодно, увеличивается и количество пользователей, поэтому удерживать стабильно высокие темпы роста не всегда возможно, объясняет она.

А «Вымпелком» совершает беспрецедентные капвложения в сеть передачи данных в этом году, говорит его представитель Анна Айбашева: инвестиции будут самыми крупными за последние 10 лет. Разрабатываются и новые маркетинговые предложения. Качество подключаемых абонентов и то, насколько активно они используют дополнительные услуги, зависит еще и от масштабов собственной розничной сети оператора, замечает Айбашева. У «Вымпелкома» розница пока небольшая (более 500 салонов против 4400 у МТС и 3600 у «Мегафона»), но к концу лета он намерен довести количество брендированных салонов до 1200.

Не все финансовые показатели МТС оказались положительными – квартальная чистая прибыль сократилась на 17% до 13 млрд руб. Причиной стали главным образом курсовые разницы. Переоценка долгов, номинированных в долларах, уменьшила прибыль МТС на 1,48 млрд руб., тогда как в I квартале 2012 г. компания, наоборот, получила 5,42 млрд руб. прибыли от курсовых разниц. Чистая прибыль – показатель бумажный, а в остальном МТС показала небольшой рост, говорит старший аналитик ИФК «Метрополь» Евгений Голосной (см. врез).

На показатель чистой прибыли часто влияют разовые факторы, но новая дивидендная политика МТС привязывает выплаты акционерам не к прибыли, а к чистому денежному потоку, напоминает представитель компании Елена Кохановская. Правда, свободный денежный поток группы МТС в I квартале 2013 г. тоже несколько сократился (на 2,2% до 23,9 млрд руб.). Президент МТС Андрей Дубовсков объясняет это прекращением работы в Узбекистане летом 2012 г.: если бы не это, чистый денежный поток вырос бы на 5%.

Акции МТС в пятницу подорожали на 2,98%.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать