USB-модемы теряют популярность на российском рынке

Доля интернет-трафика пользователей традиционных ПК в сотовых сетях снижается - он перетекает на смартфоны, планшеты и в сети фиксированного широкополосного доступа
А.Махонин/ Ведомости

Средняя цена смартфонов и планшетов снижается, согласна представитель «Мегафона» Юлия Дорохина. По ее словам, в рознице «Мегафона» доля смартфонов в продажах превысила долю обычных телефонов в августе 2013 г. В III квартале 2013 г. в розничной сети оператора продажи модемов выросла на 3 п.п. по отношению ко II кварталу до 18%, рассказывает она. Это результат снижения стоимости 4G-модемов до уровня моделей с 3G, которое произошло в начале июня, объясняет Дорохина.

В III квартале 2013 г. доля USB-модемов в объеме интернет-трафика, потребляемого российскими мобильными абонентами, составила 70%: во II квартале она составляла 72%, в I квартале - 75%, следует из отчета МТС. Устойчивое падение мобильного трафика с традиционных ПК - как ноутбуков, так и стационарных компьютеров - в течение нескольких кварталов наблюдается впервые, утверждает представитель оператора Дмитрий Солодовников. По его словам, в 2012 г. ежемесячно доля USB-модемов в объеме общероссийского интернет-трафика росла примерно на 0,5 п.п.

Трафик с традиционных ПК замещается трафиком с более удобных с точки зрения пользователей мобильной связи устройств - смартфонов и планшетов, уверен Солодовников. По данным МТС, в III квртале 2013 г. на смартфоны приходилось 20% мобильного трафика в России против 18% в I квартале, на планшеты - 8% против 5% в январе-марте. Рост доли трафика с этих устройств Солодовников связывает с ростом спроса на них. В III квартале 2013 г. продажи смартфонов в России в натуральном выражении выросли по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. на 58%, до 5,5 млн штук, а планшетных ПК - на 130% до 1,9 млн. Несмотря на то что смартфоны и планшеты генерируют только 28% российского мобильного интернет-трафика, на них приходится более 50% всех доходов сотовых операторов от оказания услуг абонентам, добавляет Солодовников.

Спад доли интернет-трафика с десктопов и лэптопов в российских мобильных сетях происходит на фоне снижения интереса покупателей к этим устройствам: их ежеквартальные продажи в России снижаются уже больше года. Например, во II квартале на российский рынок было поставлено 2,6 млн компьютеров - свыше 1,7 млн ноутбуков и менее 900 000 настольных ПК, говорится в материалах международной аналитической компании Gartner. По сравнению с аналогичным кварталом прошлого года поставки снизились на 1 млн компьютеров, или на 28%. Поставки ноутбуков сократились на 35%, а настольных компьютеров - почти на 8%.

«Вымпелком» не раскрывает доли трафика с модемов, смартфонов и планшетов в общем объеме мобильного интернет-трафика. Потребление мобильного интернета абонентами «Вымпелкома», пользующимися планшетами, в первом полугодии 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. выросло на 166%, смартфонами - на 117%, модемами- на 86%, рассказывает представитель оператора Анна Айбашева. Это связано со снижением средней стоимости планшетов и смартфонов и совместными маркетинговыми акциями операторов и производителей оборудования, считает она. Но потенциал роста проникновения модемов есть - это связано с замещением старых модемов на более скоростные, добавляет Айбашева.

За первые девять месяцев 2013 г. на российском рынке было продано на 41% меньше операторских модемов, чем за аналогичный период 2012 г. - спад продаж в денежном выражении составил 43%, передал «Ведомостям» вице-президент «Евросети» по коммерции Виктор Луканин. Снижается спрос на ноутбуки, для которых предназначены эти модемы. Покупатели все чаще предпочитают выходить в интернет с планшетов через WiFi и 3G, говорит он. Снижение продаж модемов началось еще в 2012 г., когда было реализовано на 45% меньше устройств, чем в 2011 г., в 2013 г. объем продаж также снижается, рассказывает представитель «Связного» Мария Заикина.

Перетекание трафика с обычных компьютеров на смартфоны и планшеты - спорный вопрос: по своим задачам, функциям и способу использования эти устройства все-таки сильно различаются, отмечает директор по развитию группы операторов «Горком» Алхас Мирзабеков. Сокращение доли трафика с USB-модемов он объясняет, в частности, ростом проникновения в Россию фиксированного широкополосного доступа (ШПД). По предварительным данным iKS-Consulting, в III квартале 2013 г. проникновение ШПД по домохозяйствам составило 48%. На конец сентября 2012 г. оно равнялось 44%. Во многих квартирах, где есть несколько ПК, USB-модемы из основного средства доступа превратились в дополнительный, отмечает Мирзабеков. При этом растет и количество точек публичного WiFI-доступа: в кафе или аэропорте пользователь скорее подключится к быстрой и, как правило, бесплатной WiFi-сети, считает он.