«Ростех» разрабатывает систему бронирования авиабилетов


По инициативе Минтранса и в соответствии с программой правительства от 2010 г. "Ростех" разрабатывает национальную систему бронирования авиабилетов. В компании объясняют, что занимаются этим ради соблюдения интересов госбезопасности и обеспечения информационной безопасности данных пассажиров, в том числе государственных лиц, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источник в «Ростехе».

Сейчас российские авиакомпании продвигают свои услуги через глобальные дистрибутивные системы (GDS): отечественную «Сирену Трэвел», испанскую Amadeus, американские Travelport и Sabre, следует из данных Транспортной клиринговой палаты. Из инвенторных центров при GDS авиакомпании продают всего 30% билетов, остальные 70% распространяются через агентов, использующих терминалы GDS. Данные о перевозках хранятся в инвенторных центрах, серверы которых расположены за рубежом (кроме «Сирены Трэвел»). В «Ростехе» обещают выстроить новую систему с использованием облачных технологий хранения данных и унифицировать ее с уже существующими.

Создание инвенторного центра, которое может занять три-пять лет, источники издания оценивают в 1 млрд руб. Разработать его предполагается с нуля, хотя в дальнейшем не исключено использование технологий «Сирены». В «Ростехе» уверены, что проект окупится даже при стоимости размещения данных ниже рыночного уровня. Ключевым фактором окупаемости станет скорейший переход всех российских авиакомпаний на новую систему. Методы не уточняются. Собеседник в отрасли не исключает, что под эту инициативу придется подвести законодательную базу и прописать, что данные о пассажирах должны храниться только на российских серверах.

Цена хранения данных, управление маршрутами, сквозными тарифами и так далее у зарубежных систем составляет $1,5 за пассажира, поясняет собеседник в одной из крупных российских авиакомпаний. Услуги GDS обходятся от $1,5 за проданный сегмент полета на локальном рынке до $7-10 за его пределами. То есть все российские авиакомпании, которые в 2013 г. перевезли 84 млн пассажиров, тратят на эти услуги $252-966 млн в год.

Авиаторы восприняли новую инициативу без энтузиазма. Собеседник в одной из авиакомпаний считает, что она «избыточна» для рынка. Другой - что поддержка новой системы будет обходиться «чрезвычайно дорого». Ежегодный объем вложений Sabre в технологии составляет $100 млн. Существенную часть средств «возьмут из бюджета или затрат пассажиров».