Депутаты хотят запретить иностранное оборудование сетей связи

Почти все оборудование сейчас импортное, это может повлечь утрату контроля в национальных сетях, считают в Госдуме
А. Астахова/ Ведомости

Во вторник группа депутатов внесла в Госдуму законопроект о запрете оборудования иностранного производства при создании российских сетей связи. Депутаты Владимир Бессонов, Виктор Коломейцев, Николай Коломейцев и Иван Никитчук подготовили законопроект "О внесении изменений в статью 12 ФЗ "О связи". В нем содержится положение, согласно которому "в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей" иностранное оборудование может использоваться на территории России в сетях связи только в случае, если аналогичное оборудование связи российского производства отсутствует.

Депутаты перечисляют следующие признаки российского оборудования:

- производитель должен быть налоговым резидентом России;

- иметь исключительное право на схемотехнику и документацию;

- тексты микропрограмм оборудования ("прошивки") должны быть открытыми либо принадлежащими производителю;

- в оборудовании используется ОС с открытым исходным кодом либо национальная российская ОС;

- производитель является исключительным собственником

программ-приложений и их текстов, запускаемых на оборудовании.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что более 90% оборудования информационно-телекоммуникационных сетей страны - импортное оборудование, причем ежегодный объем закупок в отрасли превышает 300 млрд руб. Более того, крупные операторы связи (например "Вымпелком" и МТС) передают техподдержку иностранным компаниям-производителям (Ericsson и Huawei). По мнению авторов проекта, ситуация может привести к потере контроля и управляемости национальных информационно-телекоммуникационных сетей, что влечет серьезные последствия для экономики, снижение обороноспособности до критически опасного уровня и серьезное ущемление национальных интересов страны. Упоминают авторы и о недавних скандалах с прослушкой АНБ США.

В пояснительной записке отмечается, что со времени опубликования приказов по настоящее время статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения получили приблизительно 65 наименований изделий, преимущественно одного класса.

Согласно совместному приказу Минэкономразвития и Минпромторга от 17 августа 2011 г., для того чтобы телекоммуникационное оборудование считалось российским, нужно, чтобы не менее 80% материальных и трудовых затрат по каждой из основных технологических операций приходилось на Россию. В октябре 2013 г. Минпромторг разработал проект поправок в этот приказ, предложив снизить удельный вес России с 80% до «более 55%», но пока эти поправки не вступили в силу.

Летом прошлого года Минкомсвязи подготовило предложения по поддержке российского производства оборудования связи и направило их на согласование в Минпромторг. Среди льгот, о которых думает Минкомсвязи, снижение ставки страховых взносов (на 15-25%), введение дифференцированного налога на прибыль (для компаний, использующих российское оборудование, в первые несколько лет налог может быть понижен), применение ускоренной амортизации, рефинансирование кредитов и дотирование ставок при взятии кредита. Кроме того, Минкомсвязи предлагает, чтобы к победителям конкурсов на частоты предъявлялось требование использовать российское оборудование. Если оператор хочет строить сеть на зарубежном, ему придется обосновать свой выбор.

Российские власти задумались о необходимости поддержки производства российского оборудования связи, когда стали возникать подозрения, что иностранное оборудование может содержать «закладки». Выход был найден в создании совместных предприятий - в 2010 г. было объявлено о первом СП между Alcatel-Lucent и «Ростехнологиями». В 2011 г. в Томске заработало СП Nokia Siemens Networks и «Микрана». Статус российского предприятия ни одно из этих СП пока не получило. «Ростелеком», выигравший в 2010 г. частоты для строительства сетей беспроводного интернет-доступа в 39 регионах России с условием использовать непременно отечественное оборудование, не может начать строительство.