Тема недели: Способна ли Россия заменить импортное ПО отечественным?


На этой неделе министр связи Николай Никифоров пригрозил американской Apple и германской SAP отлучением от госзаказа, если те не раскроют российским спецслужбам исходные коды своих продуктов. По поверхности IT-рынка продолжают расходиться круги от булыжника, кинутого в самый его центр бывшим сотрудником АНБ Эдвардом Сноуденом. Если профессионалы IT-рынка в один голос уверяют, что откровения Сноудена не стали для них сенсацией, то для высокопоставленных чиновников, до сих пор пользующихся для работы внешней электронной почтой gmail (как показала недавняя история со взломом почты вице-премьера Аркадия Дворковича), масштаб угрозы открылся внезапно. И они, подобно любому неофиту, с энтузиазмом кинулись затыкать дыры. Тем более что эта информация так хорошо подкрепила конспирологические теории, набирающие в нашем отечестве все большую популярность. Так что мы еще не раз услышим заявления, подобные этому, в России, Китае и других странах, пытающихся закрыться от «всевидящего багрового ока» АНБ.

Между тем сама структура российского IT-рынка, все больше зависящего от госзаказов, вряд ли помогает творческой мысли российских айтишников. Государственный чиновник предпочитает безрисковые решения, за которые он сможет безболезненно отчитаться перед вышестоящей инстанцией. Угроза обвинений в растрате бюджета для него всегда перевесит туманные перспективы: «Поспешай медленно» - вот его девиз. С таким заказчиком нечего думать о новых, дерзких проектах.

Да, сейчас у нас большой задел в части разработки программного обеспечения - наши программисты способны на равных конкурировать с западными коллегами. Но вот по силам ли России сдержать утечку мозгов? Ведь для людей, мыслящих независимо, жить в стране, ведущей жестокую информационную войну со всем миром, становится все сложнее. Патриотизм военного разлива не лучший мотиватор для творчества, противопоказан ему. Он не терпит неудобных вопросов, а творчество не терпит шаблонных ответов. Российские власти же вообще традиционно относятся с подозрением к умникам, носителям технологий, подозревая в них бунтарей. Отчасти они правы. Например, многие украинские айтишники были активными участниками евромайдана.

В итоге главной угрозой для планов по импортозамещению в области IT для России может оказаться вовсе не АНБ, а сама Россия.