Статья опубликована в № 3670 от 09.09.2014 под заголовком: Гонка потребления смартфонов

Что заставляет пользователя менять модели смартфонов

Обновив смартфон, редко можно получить существенно лучший продукт - не все гаджеты умнеют пропорционально росту стоимости. Производители часто планируют выпуск новой модели с прицелом на следующую, в спросе на которую они практически уверены
Смартфоны становятся все более доступными, но это плохо сказывается на их долговечности
Д. Абрамов / Ведомости

Короток век смартфона. Он наследует лучшие черты своего предшественника, дорабатывается и выходит на рынок на короткое время, чтобы сначала собрать урожай выручки, а затем плавно падать в цене и после совсем исчезнуть. Через некоторое время на подходе уже новая модель, с характеристиками, на голову превосходящими предыдущий аппарат. У нее лучший экран, более мощный процессор, камера, специально написанные приложения, которые устанавливаются на новую версию операционной системы, и на ощупь приятнее корпус.

Маркетинговые усилия производителя создают и подогревают интерес к новым моделям, а когда после релиза интерес к смартфону ожидаемо падает, на подходе уже следующая модель. В итоге совокупные продажи смартфонов уверенно растут - по данным IDC, во II квартале 2014 г. на мировой рынок было поставлено 295,3 млн смартфонов, на 23,1% больше, чем за тот же период 2013 г.

Однако не только маркетинг управляет настроениями покупателей. Заставить клиента отправиться за обновкой могут и разработчики устройств - инженеры, проектировщики и программисты.

Основная проблема смартфона в том, что его разработчик должен усидеть одновременно на всех стульях, говорит представитель Samsung Яна Рожкова. Когда разработчики смартфона планируют ценовую категорию продукта, они управляют тремя параметрами: надежностью, себестоимостью и техническими характеристиками, объясняет она. И если стоит задача создать смартфон с уже заданной ценой и характеристиками, это можно сделать, занизив ползунок надежности, рассказывает Рожкова. Например, при выборе камеры, которая будет стоять в новой модели, анализируют наработку на отказ - сколько снимков она может сделать: меньше снимков - меньше себестоимость, объясняет Рожкова. Толщина защитного покрытия объектива увеличивает срок службы, но увеличивает себестоимость.

Балансирования между этими тремя параметрами удается избежать только во флагманских продуктах, говорит Рожкова. В их случае в дело идет все, что есть лучшего в технологии на момент выпуска телефона, объясняет она.

Чем плоха дешевизна?

Такая гибкость при разработке аппаратов идет на пользу продажам B-брендов Lenovo и Huawei, которые догоняют лидера Samsung. Сравнительно дешевые устройства нацелены на пользователей, отказавшихся от обычных кнопочных телефонов в пользу смартфонов. В середине августа The Wall Street Journal писала, что рост продаж смартфонов в мире будет происходить за счет недорогих моделей, популярных в развивающихся странах. А на рынках смартфонов в развитых странах, по мнению аналитиков агентства Fitch, уже произошло насыщение и цикл замены устройств увеличивается.

Обилие заводов и поставщиков компонентов для смартфонов дает разработчикам свободу при проектировании, а ограничивает их концепция разработки устройств. А-бренды (Samsung, Apple, Sony) полностью контролируют собственную производственную цепочку (маркетинг, проектирование, компоненты, сборка), а В-бренды на каждое из этих звеньев нанимают отдельную компанию, рассказывает Рожкова. Проектировщики могут начертить все, что угодно, потому что они не отвечают за конечный результат, объясняет она, каждое звено старается минимизировать свои издержки. Выполнив конкретное требование заказчика (В-бренда), внешние исполнители останавливают работы, в то время как собственные проектировщики А-брендов продолжили бы работу на будущее и в итоге улучшили или упростили бы схему, уверена Рожкова.

При внешней разработке моделей смартфонов компания разрабатывает концепцию и спецификации, а дизайн-бюро готовит оцифрованную модель, которую можно производить на любой фабрике, рассказывает коммерческий директор «Вобис компьютер» (русский бренд смартфонов Highscreen) Евгений Кузнецов. По его словам, компания старается не экономить на комплектующих - например, закупает для своих устройств экраны фирмы Sharp. При необходимости компания может сменить производителя - это произошло, например, при разработке линейки Highscreen Zera, вспоминает Кузнецов.

Рожкова из Samsung соглашается, что смены поставщиков нередки, например из-за изменений условий контрактов или появления партнера с лучшими комплектующими. Обычно эта смена находит отражение в названии модели смартфона, говорит Рожкова, например к ней добавляется одна буква.

Lenovo снижает себестоимость за счет объемов производства, задачи производить продукты по низким ценам перед компанией не стоит, говорит исполнительный директор по мобильным устройствам Lenovo Алексей Клочков. Он рассказывает, что в прошлом году компания открыла фабрику по производству смартфонов и планшетов в китайском городе Ухань, где разместила центры исследований и разработок, продаж и производства продуктов. Компания только начинает работать в премиальном сегменте и надеется в скором времени представить вполне конкурентоспособные устройства, добавляет Клочков. По оценке IDC, во II квартале Lenovo занимала 4-е место среди ведущих мировых поставщиков смартфонов, ее рыночная доля составляла 5,4%.

В Huawei весь цикл работ над устройством выполняется внутри компании, заверяет представитель этой китайской компании. По ее словам, собственные разработки и производство позволяют оптимизировать расходы, а так как Huawei сама производит чипсеты и другие комплектующие, она может не зависеть от поставщиков и полностью контролировать свое производство.

Операторские смартфоны недороги, но недолговечны

У большой тройки сотовых операторов нет собственных заводов, смартфоны, продающиеся под их брендами, выпускаются на фабриках подрядчиков. У «Мегафона» это Lenovo, Alcatel, ZTE, Fly, Asus и проч., рассказывает представитель компании Олеся Яременко. МТС выбирает поставщика для своих брендированных смартфонов на конкурсе и производителем устройства может стать любой из вендоров, например ZTE, Huawei, Alcatel или другие, сообщил представитель МТС Дмитрий Солодовников. Представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева отказалась комментировать выбор поставщиков для брендированных устройств компании.

Три оператора предлагают устройства со схожими техническими характеристиками из одной ценовой категории. В стоимость устройства, как правило, включен пакет услуг этого оператора. Например, MegaFon Login 2 стоит 1690 руб. при условии подключения тарифной интернет-опции. Аппарат «Билайн смарт» стоит 2650 руб. - в цену включены четыре месяца предоплаченных услуг связи, а стоимость самого смартфона заявляется равной 490 р. Модель 982O от МТС тоже стоит 2650 руб., но при подключении тарифного плана цена снижается до 1990 руб.

Отзывы о брендированных смартфонах, которые оставляют покупатели на сайтах интернет-магазинов «большой тройки», однотипны - их качество адекватно уплаченным деньгам. Жалуются на батарею, которая меньше чем через год начинает хворать, на сломавшиеся динамики, на заедающие кнопки, медленную работу GPS, виброзвонок. В той или иной мере критике повергаются все элементы смартфона, но на общую оценку на сайтах интернет-магазинов это не влияет - впечатление сглаживается низкой ценой.

Мобильные операторы уверены, что пользователи обновляют смартфоны из-за роста технических характеристик конкурирующих моделей. Даже флагманские новинки крупных брендов через год-два морально устаревают, рассказывает Айбашева. Необходимость обновления смартфона она объясняет появлением на рынке новых устройств, а не поломкой принадлежащих абоненту старых. Клиент может покупать за приемлемые деньги новый смартфон с лучшими техническими характеристиками каждые полгода, говорит Айбашева. При этом брендированные смартфоны «Билайн смарт», по ее словам, рассчитаны на три года эксплуатации.

Брендированные смартфоны МТС рассчитаны на срок службы до пяти лет, однако на практике пользователи обновляют устройства гораздо чаще - раз в 1,5-2 года, говорит Солодовников. Он также считает, что абоненты меняют смартфоны в основном не из-за выхода из строя старого, а из-за появления новых, более производительных моделей. Другой фактор - поддержка новых сетей передачи данных: если на заре развития сетей третьего поколения скорости мобильного интернета составляли несколько Мбит/с, то сейчас в сетях LTE они достигают 100 Мбит/с, рассказывает Солодовников.

«Мегафон» рассматривает свои брендированные смартфоны как первое устройство для его владельца, говорит представитель компании Олеся Яременко. Попробовав, что такое смартфон, они входят во вкус и им хочется перейти на более продвинутую модель смартфона, уточняет она.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать