В Альфа-банке за разработку финансовых приложений отвечает «Альфа лаборатория»

Банки пробуют новые подходы к использованию высоких технологий. Так, Альфа-банк создал для разработки финансовых приложений «Альфа лабораторию» с необычными для банков форматами работы
Альфа-банк пытается объединить финансовые технологии со здоровым образом жизни/ Fotolia/ PhotoXPress

Чуть больше года назад Альфа-банк создал специальное подразделение «Альфа лаборатория» - центр инновационных разработок, где компания создает свои продукты как для массового, так и для корпоративного рынка.

Но «Альфа лаборатория» не просто еще одно IT-подразделение банка. К примеру, одним из ее мероприятий стал так называемый «Хакатон» - 24-часовой марафон по программированию, в конце которого соревнующиеся команды должны были представить работающий программный продукт. Правда, если обычно в таких мероприятиях соревнуются разные команды, то в «Альфа-хакатоне» команды состояли из сотрудников «Альфы». Темой «Хакатона» были удобные решения для электронного бизнеса банка.

Метры - деньги

Одним из результатов «Хакатона» стало, например, введение накопительного счета «Активити». Подключенные к счету в Альфа-банке смартфоны работают с установленным приложением RunKeeper или специализированным браслетом, умеющим считать количество шагов (к примеру, Jawbone). За учтенные программой или браслетом шаги определенное количество денег пользователя переводится с обычного счета на накопительный счет «Активити» с 6% годовых. Клиенты могут сами настроить, какую сумму они хотят переводить, в диапазоне от 1 до 50 коп. за метр. Например, если при цене метра в 5 коп. пройти 10 км, то на накопительный счет «Активити» автоматически переведется 500 руб. За один день учитывается не более 25 пройденных километров, при этом банк сможет перевести на счет «Активити» не больше 67% средств, хранящихся на текущем счете.

«Альфа лаборатория» своими разработками пытается освоить рынок лайфтрекинга, который в России еще не развит - есть приложения и программы, которые фиксируют деятельность человека в течение дня, но оценить этот рынок пока нельзя, поясняет руководитель управления перспективных проектов Альфа-банка Михаил Батуев. Первым шагом к освоению этого рынка стал «Активити» - за время его существования наши клиенты девять раз обошли Землю - прошли расстояние, в общей сложности равное девяти экваторам, рассказал он.

Во время «Хакатона» было придумано еще несколько интересных решений, например прототип системы управления интернет-банком «Альфа клик» при помощи голоса, рассказал Батуев. Правда, пока в ней нет особой необходимости, но, возможно, когда появится Google Glass, это может стать актуально, считает он.

Банк в XXI в. вышел на тот уровень, когда он уже способен конкурировать с телекомами и IT-компаниями - бизнес строится на очень схожих технологиях, говорит Батуев. Клиенты для получения банковских услуг пользуются электронными каналами, как и в случае телекомкомпаний. И здесь важно, сколько времени клиент проводит, контактируя с банком, - иначе он может уйти к конкурентам.

Почему потребовалась лаборатория

К решению о создании такой «Альфа лаборатории» банк шел долго. Изначально внутри Альфа-банка все было разделено на блоки: блок информационных технологий, розничного бизнеса, корпоративного бизнеса, операционный блок и т. д., поясняет Батуев. Это все масштабные структуры, внутри которых однозначно определено, к какой сфере относятся люди и чем они занимаются. В начале 2000-х на стыке розничного и IT-блоков начали появляться первые электронные каналы взаимодействия с клиентом, например «Альфа-чек», когда пользователь по sms получает информацию о своем счете. Одновременно с ним появился «Альфа-клик»: интернет-банк, с помощью которого можно через интернет совершать операции со счетом, узнавать его баланс и т. д. Правда, в то время спрос на подобные предложения был крайне невелик, однако год за годом направление усиливалось и в итоге появилась дирекция электронных каналов, которая плотно взаимодействовала с IT-блоком, рассказывает Батуев.

Развитие технологий сильно меняло банковскую отрасль, появилась необходимость запускать высокотехнологичные проекты. Так, в 2010 г. был запущен проект Альфа-банка с «Вымпелкомом» и Visa - кобрендовая кредитная карта «Минуты за покупки». Держатели этих карт, являющиеся абонентами «Вымпелкома», могли получать бонусные минуты разговора, расплачиваясь картами за покупки и услуги. За каждые потраченные по карте суммарно 10 000 руб. в месяц держателю карты начислялось 100 бонусных минут на счет мобильного телефона «Вымпелкома».

Для «Вымпелкома» это был пилотный проект, результаты которого компания будет учитывать при запуске новых продуктов, говорит представитель оператора Анна Айбашева. Количество абонентов, воспользовавшихся этим продуктом, она не уточнила.

По результатам подобных проектов стало понятно, что синергия от проектов, сочетающих в себе IT-технологии, электронные каналы передачи информации и розничные банковские технологии, очень большая и она только росла - развивался интернет, начали появляться и приобретать популярность смартфоны, люди начали скачивать мобильные приложения, говорит Батуев. Пару лет назад созрело решение о запуске «Электронного бизнеса», на базе которого и решили создать «Альфа лабораторию». По сути, это неформальное объединение части людей из IT, вовлеченных в процессы работы с электронными каналами, и части людей из розницы, поясняет он.

У «ВТБ 24» также есть специальное подразделение, занимающееся электронными каналами взаимодействия с клиентами, но пока оно больше работает над проектированием, дизайном и улучшением простоты их использования, в то время как «Альфа лаборатория» - полноценный проектный офис, решающий задачи от момента их приемки до реализации, говорит начальник отдела проектирования пользовательских интерфейсов «ВТБ 24» Алексей Гореминский. Сейчас эти работы в «ВТБ 24» только начаты и банк постепенно улучшает каждый дистанционный канал взаимодействия с клиентами - сайт, интернет-банк, мобильный банк, банкоматы, говорит он.