Статья опубликована в № 3670 от 09.09.2014 под заголовком: Камерное предпринимательство

Как заработать на камерах видеонаблюдения

Интеллектуальные системы видеонаблюдения уже несколько лет безотказно фиксируют превышение скорости и другие нарушения правил дорожного движения. Но это лишь малая часть того, на что они способны. Этот рынок растет на десятки процентов в год
Компании, специализирующиеся на видеонаблюдении, не жалуются на недостаток работы
Д. Абрамов / Ведомости
Рынок на вырост. $300

миллионов - так оценил российский рынок систем «охранного телевидения» за 2012 г. крупный российский дистрибутор электроники Merlion. Ежегодные темпы роста продаж таких систем в России составляют, по его мнению, 30-35%

В середине 1990-х гг., когда технологии поиска и распознавания цифрового контента в России только внедрялись, а такие участники этого рынка, как ABBYY и «Яндекс», делали первые шаги в бизнесе, заняться этими технологиями решила и группа выпускников МФТИ. Их привлекла ниша не столь массовая и развитая, как распознавание текстов и поиск сайтов в интернете, - а именно сохранение и поиск данных в аудиоархивах. В России в ту пору ориентироваться было не на кого - идею бизнеса подсказали западные разработки, с которыми приходилось знакомиться по долгу научной работы, говорит гендиректор разработчика умных видеокамер «Вокорд» Тимур Векилов. А еще - понимание того, что IT-системы, не востребованные в России в кризис 1998 г., могут оказаться нужными через год или три.

Так и получилось. В конце 1990-х гг. в России начала складываться система розничных банков в ее нынешнем виде, начался бум сотовой связи, одна за другой возникали розничные сети. Банки, операторы и ритейлеры не могли существовать без колл-центров, а их маркетологи, службы безопасности и т. п. - без анализа записей разговоров с клиентами. Тут-то и пригодилось решение «Вокорд».

Разработки на глазок

За 15 лет одно бизнес-направление «Вокорд» превратилось в четыре: помимо систем записи и управления аудиоархивами в его портфеле появились видеоаналитика, системы контроля трафика и распознавания лиц (Face Control). И останавливаться на этом «Вокорд» не намерен - он уже готовит к выводу на рынок ПО, позволяющее распознавать эмоции по мимике человека, рассказывает Векилов. Одновременно «Вокорд» обсуждает с операторами связи и дата-центрами перспективы внедрения в системы облачного видеонаблюдения интеллектуальных функций, ранее доступных только в специализированных системах. С помощью облачного ПО пользователь сможет не только видеть, что происходит в квартире, - система будет еще и оповещать ее владельца о том, что кто-то вошел в квартиру, распознавать своих и чужих, автоматически запускать видеозапись.

На рынок видеонаблюдения «Вокорд» вышел в начале 2000-х гг. Тогда в России, как и во всем мире, появилась мода на цифровизацию «охранного телевидения», вспоминает Векилов. Изобретенные несколько десятков лет назад аналоговые системы видеонаблюдения исправно работали, но были «государством в государстве» - требовали строительства отдельных кабельных сетей, эксплуатации отдельных видеомагнитофонов и т. п. Естественным путем развития этих систем казалось использовать для видеонаблюдения многочисленные сетевые кабели, проложенные в офисах: это удешевило бы строительство корпоративных сетей, позволило бы хранить видео на тех же серверах, где хранится другая корпоративная информация, а главное - анализировать изображение на компьютерах. Теоретически ничто не мешало подключать к IP-сетям и веб-камеры - только стоили они в разы дороже аналоговых, а качество картинки у них было значительно ниже.

Поэтому «Вокорд» начал выпускать специальные конвертеры, позволяющие перекодировать аналоговый сигнал в цифровой, а затем анализировать его. Сначала появились детекторы движения в кадре, потом - детекторы забытых предметов и запретных зон, рассказывает Векилов. А современные системы видеонаблюдения от «Вокорда» позволяют моментально распознавать лица идущих в потоке людей, причем не в самых лучших условиях: при плохом освещении, в неудобном ракурсе и т. п. Система «понимает» даже, пытается человек укрыться от камеры или нет, утверждает Векилов.

На интеллектуальных системах видеонаблюдения в России специализируется не только «Вокорд». Например, пермская Macroscop предлагает ПО для систем видеонаблюдения и сетевые видеорегистраторы с интеллектуальными функциями, рассказывает ее гендиректор Артем Разумков. Среди этих функций - распознавание лиц, номерных знаков автомобилей, оценка количества людей в скоплении, подсчет посетителей по видеоизображению и т. п. Уникальными функциями Macroscop Разумков называет поиск людей по приметам одежды (например, всех, кто был одет в красные куртки и синие джинсы), а также межкамерный трекинг, т. е. отслеживание перемещения объектов между непересекающимися зонами, контролируемыми разными видеокамерами.

Рост на десятки процентов в год

Адекватных оценок российского рынка видеонаблюдения, а тем более интеллектуального, не существует, уверен Векилов. Сам он от оценок тоже воздерживается. А Разумков оценивает рынок интеллектуального видеонаблюдения в России в несколько десятков миллионов долларов, включая продажи оборудования, ПО и услуг по внедрению систем. Но это только системы, реализующие сложные интеллектуальные функции, такие как распознавание лиц, номерных знаков автомобилей, автоматическая фиксация нарушений правил дорожного движения, подсчет людей в очередях и т. п., уточняет Разумков. Темпы роста этого рынка в России составляют «десятки процентов» в год, считает он.

Основные заказчики таких систем - госструктуры, отвечающие за безопасность и мониторинг транспортных объектов и других элементов городской инфраструктуры, но растет и доля корпоративных заказчиков - например, интеллектуальными системами все больше интересуются розничные сети, добавляет Разумков. У «Вокорда» на госзаказы сейчас приходится около 50% доходов. Но среди клиентов компании много и частных структур, и не только российских, уточняет Векилов: спрос на ее разработки есть в арабских странах, Индии, Казахстане, Туркмении.

Проверка на дорогах

Именно в Туркмении «Вокорд» впервые внедрил свой самый заметный (в прямом смысле слова) продукт - систему видеонаблюдения за дорожным движением, призванную следить за нарушителями правил дорожного движения (ПДД). Местная власть хотела превратить Ашхабад из постсоветского республиканского центра в умный город будущего и проект внедрения интеллектуального контроля за дорожным движением вполне соответствовал этим амбициям, вспоминает Векилов.

Через год с небольшим камеры «Вокорда» появились и на российских дорогах. Сейчас они следят за соблюдением ПДД в Подмосковье и других регионах Центрального, Южного, Уральского и Сибирского федеральных округов. Сколько стоят камеры, «закрывающие» один перекресток, и их установка, Векилов не говорит, добавляя, что это зависит от типа перекрестка и набора нарушений, на фиксацию которых настроена камера. Многие камеры регистрируют только проезд на красный свет и пересечение стоп-линии, а камеры «Вокорд» - до семи типов нарушений, среди которых превышение скорости, неправильная парковка, случаи, когда водитель не пропускает пешехода, поворот через несколько рядов, перечисляет Векилов. С учетом того, какого стиля вождения придерживается большинство россиян, затраты бюджета на установку этих камер окупаются за один-два месяца, утверждает он. Впрочем, сам факт наличия камер на дорогах позитивно действует на водителей, добавляет Векилов: опыт эксплуатации камер показывает, что всего за два месяца случаев проезда на красный свет и пересечения стоп-линий становится в среднем на 70-75% меньше. Таким образом достигается основная задача систем автоматического контроля за соблюдением ПДД - снижение аварийности на дорогах и уменьшение количества жертв.

Бизнес из-под колес

Макроэкономическая нестабильность в России может негативно повлиять на рынок систем безопасности, предупреждает Разумков. Некоторые инвестиционные программы могут быть отложены, что чревато снижением темпов роста или даже снижением спроса на интеллектуальное видеонаблюдение. Векилов более оптимистичен и возлагает надежды на новые ниши рынка и новых клиентов - например, к системам видеонаблюдения и видеоаналитики сейчас пристально присматриваются девелоперы.

Еще одним драйвером роста рынка, по мнению Векилова, могут стать госпрограммы строительства автодорог. Другой масштабный госпроект - создание системы оплаты за проезд по федеральным трассам грузовиков с массой 12 т и более. 12-тонники могут дать импульс развитию самых разных направлений IT-бизнеса, напрямую даже не связанных с навигацией, убежден Векилов. Ведь по замыслу разработчиков техзадания проекта взимания платы с 12-тонников выявлять их на дорогах и считывать номерные знаки должна видеотехника в автоматическом режиме.

Система мониторинга передвижения большегрузного транспорта задумывалась как государственный инструмент пополнения бюджета, но составляющие этой системы, в частности видеокамеры на постах контроля за грузовиками, могут быть востребованы и бизнесом, считает Векилов. Сигнал навигационных систем «Глонасс» и GPS, используемых для мониторинга передвижения грузовых автомобилей, легко заглушить или исказить, объясняет он, и в этом случае отследить местоположение транспорта могут дорожные камеры. В конце концов, если проезд 12-тонников по России становится платным, то владельцы транспорта, которым предстоит оплачивать счета, должны быть заинтересованы в том, чтобы увидеть, когда их фура проезжала в той или иной точке и проезжала ли вообще, рассуждает Векилов. Заодно камеры будут фиксировать и весь остальной проезжающий транспорт - эту информацию можно использовать для мониторинга транспортных потоков и розыска транспортных средств, говорит он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать